?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Россия: Восточная норка

Идея посетить недостроенное Павловское убежище для субмарин витала давно. Ещё в бытность моей жизни в Японии, разрабатывался маршрут недельной поездки на пароме из Сакайминато, однако до реализации дело так и не дошло. Мысль обрела зримые очертания этой весной, когда я в очередной раз возвращался в Россию морем через Южную Корею. Как полагается в таких случаях, план поездки был заранее согласован с Владивостокскими коллегами, что было просто замечательно, так как одному ехать туда не хотелось ибо там, как минимум, требовалась надувная лодка, которая у меня хоть и была, но тащить с собой из Японии желания не было никакого, а так-же я ожидал, что мы поедем в Павловск из Владика на машине.




И действительно, с мыслями о машине я не ошибся, но вот к тому, что это будет автостоп, готов не был. Сперва, конечно, хотели автобусом, однако сорвались с места слишком поздно, хотя было совершенно очевидно, что в 22 вечера не ходит уже никакой межгород. В итоге встретились с коллегой Сидором Лютым на автовокзале, тоскливо посмотрели на расписание и отправились до соседней автомобильной развязки ловить попутку. Следует заметить, что до цели нашего пути дорога лежала не близкая и было совершенно очевидно то, что одной лишь попуткой ну никак не удастся обойтись.

Первая машина довезла нас до города Артёма, другая до его дальнего конца, третья до села Шкотово. У меня опыт российского автостопа был крайне мал, так-что ловил Сидор, как и разговаривал с водителем во время езды. Я же тихо сидел на заднем сидении и клевал носом. Когда мы выгрузились в Шкотово, на часах было уже за полночь и по темноте нас никто не хотел брать ибо страшно - мало ли какие отморозки хотят поехать ночью. В результате этого, безрезультатно поголосовав, мы решили устраиваться на ночлег. Палатки у нас не было и Азазель вспомнил, что в селе есть заброшенный кирпичный дом постройки XIX-века, куда мы и отправились.

Время не пощадило старинный особняк, у него не было как крыши, так и всех окон, а внутри частично обвалились перекрытия второго этажа. Но зато там оказалось достаточно (по-российским меркам, конечно) чисто и даже обнаружился небольшой ковёр. Укрыв ковёр запасённым полиэтиленом, мы поели хлеба с горячим чаем, залезли в спальники и уснули в графских развалинах.




На следующее утро мы продолжили свой путь, причем даже не пришлось голосовать на дороге - отъезжающая от кафешки машина забрала нас по собственному желанию и потом мы ещё раз пересели на самый длинный перегон до целевой точки. Сидор по пути рассказывал водителю о хитростях советской фортификации, современном состоянии укрепрайонов, а водитель вспомнил, что слышал о недостроенном в этих краях убежище для субмарин. Сей слух мы не опровергли, а даже потвердили, заметив однако, что оно находится на территории действующей военной части и недосупно для желающих. Всё это было правдой, хотя мы и не упомянули о том, что территория этой части никак не обнесена, а входы в убежище достаточно далеко от действующих строений.

От автомобильной дороги в сторону убежища шла отворотка на обочине которой красовался знак с надписью "Земля Министерства Обороны, проход запрещён, к нарушителям будет применено оружие". На самом деле не всё так страшно, если не ломиться через КПП, а аккуратно свернуть на лесную тропинку, ведущую в обход к морю. Но дойти до этой тропинки мы не успели каких-то 10 метров - сзади нас нагнал гражданский автомобиль с двумя офицерами флота.

- Кто-такие, куда идёте? - спросил капитан второго ранга, выходя из машины.
- Да вот, хотим пройти к морю и там отдохнуть.
- А вы знаете, что это закрытая территория части? Видели плакаты у дороги?
- Угу...
- Вы на чём приехали?
- На попутках.
- На чем? - не понял офицер.
- Автостопом.
- А откуда?
- Из Владика.
- А документы у вас есть?
- Нету, - соврал я ибо светить Новосибирской пропиской совершенно не хотелось.
- Как так нету? - удивился военный.
- А зачем они нам, - ответил я, - ведь мы не заграницу едем, а просто на море.
- Документы положено иметь с собой.

Офицер разговаривал спокойно, не кричал и не угрожал. Он просто предупредил и посоветовал
вернуться назад и отдыхать за пределами территории части, не то в противном случае нас задержат, как минимум, до установления личностей со всеми вытекающими последствиями. И офицеры уехали, а мы вернулись на сотню метров назад и рванули через лес на нужную тропинку, где вскоре свернули в лес и, невидимые с дороги, остановились на привал и обдумывание ситуации. Сидор решил, что одними словами офицеры не ограничатся, а отдадут приказы об усилении бдительности и сообщат о ожидающихся нарушителях территории. Ведь несмотря на байку про морской отдых, военные прекрасно знали, что именно манит сюда посторонних. Посему перспектива наличия патрулей рядом со входами в убежище была достаточно вероятной. И поэтому, мы не стали ломиться дальше, а разбили лагерь, сварили суп из тушёнки, вскипятили чаю и принялись ждать. Через пару часов Сидор сбегал на разведку, сообщив что вроде чисто, но на море стоит несколько лодок и дабы не палиться им стоит идти не по тропинке, а через лес.

По лесу идти было не тяжело, так-как подлесок ещё не вырос, да и кусты стояли голые. Несколько переходов, где-то почти ползком и мы достигли первого портала сооружения. Я не буду его детально описывать, по причине того, что подобные описания, включая схемы есть в отчётах коллег. Однако, для тех, кто совершенно не в теме, дам небольшую вводную.

В 50е годы советское военное руководство решило, что неплохо было бы иметь по противоатомному убежищу для подводных лодок на каждом из трёх флотов и началось их сооружение. Всего известно несколько подобных объектов - один на Чёрном море, несколько на Баренцевом и одно на Японском - соответственно на Черноморском, Северном и Тихоокеанском флотах. В недрах прибрежных гор были пройдены туннели-доки, а в примыкающих к ним других туннелями и залах должна была разместиться соответствующая инфраструктура по управлению, ремонту, хранению оборудования и проживанию экипажей. При этом все сооружения так никогда и не начали функционировать, строительство было остановлено на разных этапах. В дальнейшем Черноморский объект стал музеем, северные использовались для хранения отслуживших элементов подводных лодок, ну а дальневосточный просто забросили, выполнив практический полный объём работ по проходке и бетонированию.

Конструктивно объект в Павлово стоит из двух параллельных блоков (по-простому туннелей). Один из них заполнен водой и является, собственно, доком куда субмарины должны были заходить с моря, а во втором, сухом, размещаться комнаты управления, мастерские и другое оборудование. Помимо основных туннелей, их обвивает переплетение соединительных и транспортных туннелей, венткамер, мелких залов и комнатушек разнообразного назначения.

Как полагается на подгорных объектах, зайдя в гору, туннель проходит некоторое расстояние, а затем внезапно расширяется, увеличиваясь в несколько раз, переходя в так называемый блок, по сути огромный подземный зал с ровными стенами и полукруглым сводом. Проходка такого зала велась "сверху вниз", то есть сперва проходилась штольня под потолком будущего блока, а затем расширялась вниз и вбок. При проходке в своды вбуривалось большое число толстых металлических штырей, как для укрепления первых, а затем неровная поверхность сбрызгивается тонким слоем так называемого набрызг-бетона, для предотвращения осыпания.

Следующим этапом является омоноличивание - то есть нанесение на поверхности стен толстого слоя бетона, для их спрямления (здесь используется деревянная опалубка), а так-же заливка пола бетоном для свободного перемещения автотранспорта. Ещё на этом этапе в бетон вмуровывались длинные металлические рельсы, выступающие одной из граней наружу, для армирования заливки и создания линий монтирования будущей гидроизоляции. Не секрет, что огромное число подземных сооружений подвержено воздействию грунтовых вод, просто где-то воды мало, а где-то много. И если стены оставить из бетона, то он начнёт помаленьку пропускать воду, поступающую их горных пластов и в сооружении начнутся протечки. Для предотвращения этого стены и потолок покрывают металлическими листами, не пропускающие воду, предотвращающие возможные осыпания породы и снижающий уровень ЭМИ, называемые металоизолом. Он приваривался к армирующим металлическим элементам, оставшихся с этапа бетонирования.

Кроме этого, на этапе омоноличивания отливаются из бетона будущие опоры этажей и в результате всех описанных этапов на выходе появляется большой, обделанный изнутри металлом туннель или блок, после этого, начинается освоение пространства внутри блока, а именно создание этажей. Ведь если блок сделать достаточно большим и высоким, то в нём хватит места для нескольких уровней - обычно трёх, но встречается и больше. Создать один трёхэтажный блок намного дешевле создания трёх одноэтажных, к тому же многоэтажность упрощает размещение оборудования и связей между ним. Помимо этого, под полом первого этажа иногда сооружается небольшой дренажно-кабельный коллектор, идущий по всей длине блока. Установив перекрытия между этажами, начинается возведение стен залов и кабинетов - сперва из металлической армаатуры, в которую монтируются дверные блоки на местах входов, гермоклапана и тому подобное. Затем армаатура заливается бетоном и, так-же как своды блока, обшивается металлоизолом с обеих сторон.

В Павловском убежище командный блок предполагался быть трёхэтажным (не считая дренажа) - два полноценных этажа и один меньшей высоты под самым сводом, однако строительство остановилось и перекрытий внутри не возвели. На фотографии видны боковые колонны на которые должны были быть смонтированы меж-этажные перекрытия, далее бы на этажах стали возводить стены комнат и коридоров (разумеется, тоже в обделке из металла). Так-же вы можете видеть металлические полосы для крепления металоизола на стенах и своде.












У нас ушло несколько часов, что-бы осмотреть практически всё убежище, степень готовности которого заметно различалась от места к месту. Например, в некоторых частях строители уже успели наварить листы металоизола на направляющие, где-то провели трубы и установили люки ведущие в кабельно-дренажную систему.














Фотографировал я мало, и в основном кадры с постановкой света. Мне, вообще, очень нравятся вот такие стенки с похожими на глаза проёмами для кабелей и вентиляции.












Сам док практически весь год покрыт льдом, однако я побоялся спускаться на него в мае, ограничившись фотографированием со стороны.






Вид на командный блок из-под свода - именно отсюда его начиналась проходка. Ныне это место находится высоко над уровнем пола и к нему можно подойти по боковым ответвлениям (бывшим транспортным штольням), преодолев лестничный марш.






В убежище существует несколько мест, отделённых водными преградами куда нельзя в химзе из-за значительной глубины. Для обеспечения доступа туда мы принесли с собою надувную лодку, которую накачали в одном из ответвлений командного блока, а затем перетащили до нужного места, где к воде спускалась узкая железная лесенка.




Вода - результат протечек, заполняющая штольню была прозрачна и чиста, под её слоем на дней отчётливо был виден различный металлический мусор - трубы, лестницы, армаатура. Погрузиться, да ещё вдвоём и с грузом в того и гляди норовившую улизнуть лодку было не просто, но благодаря бахилам ОЗК это удалось сделать практически без проблем. Боясь перевернуться, почти не шевелясь и работая лишь кистями, держащими небольшие, размером с ракетки от настольного тенниса, мы легко оттолкнулись от причала и, скользя по инерции, выплыли на середину затопленной штольни. Здесь от неё вправо и влево уходили большие ответвления, к сожалению, заканчивающиеся тупиками, посему единственный путь был вперед. Аккуратно гребя, мы пересекли водное пространство и уткнулись кормой в противоположный берег. Здесь было не глубоко из-за огромной кучи мусора, устилающей дно, однако, что-бы вылезти из лодки не замочив ноги, пришлось разделить один комплект бахил ОЗК, так что-бы каждый из нас смог наступить одной обутой в них ногой в воду, выходя на берег.




Крепко привязав лодку, мы двинулись дальше где нашим взорам предстал уходящий вдаль коридор с окрашенными стенами, проводами под потолком, лестницами ведущими вверх и вниз, и улыбающимися штурвалами распахнутых гермодверей многочисленных помещений на всех трёх этажах отдельного командного пункта.

Окончание следует

Метки:

Comments

( 53 комментария(ев) — Ответить )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
nick_stark
Nov. 14th, 2012 05:57 am (UTC)
Ещё один адчот) только запарили уже все называть военную часть "Павлово". Из "павлова" там только бухта Павловского.
ralphmirebs
Nov. 14th, 2012 01:49 pm (UTC)
ну мы не местные))
ipona_mat
Nov. 14th, 2012 05:59 am (UTC)
Масштабно....
Славно вы там погуляли :)

Только "так называемого набрызг-бетона" можно без "так называемого". Он и есть набрызг-бетон или торкрет - вполне себе термин^^

А вообще - респект, уважуха и лучи бродячей удачи тебе!
ralphmirebs
Nov. 14th, 2012 01:49 pm (UTC)
Re: Масштабно....
ага!
hajoff
Nov. 14th, 2012 06:25 am (UTC)
о!0 давненько я ждал этого отчёта)
ralphmirebs
Nov. 14th, 2012 01:50 pm (UTC)
рисовать 3д-схемы у меня не хватает времени, пришлось публиковать без них)
lnd_inquisitor
Nov. 14th, 2012 06:25 am (UTC)
Хорошо!
Я думал я видел у тебя этот отчет раньше, но значит, путаю.
Это блин столь по русски - ввалить кучу денег, строить, и забросить все уже ближе к окончанию! :(((
ralphmirebs
Nov. 14th, 2012 01:50 pm (UTC)
было две-три фотки анонсом в мае
Без названия - drwolf - Oct. 31st, 2016 09:53 am (UTC) - Expand
Без названия - ralphmirebs - Oct. 31st, 2016 10:20 am (UTC) - Expand
andrey_larin
Nov. 14th, 2012 06:35 am (UTC)
Я джва года ждал такого репортажа!

Как всегда круто, Ральф!
vzanuda
Nov. 14th, 2012 06:48 am (UTC)
Давненько не было от тебя написаний и картинок.
Интересно, спасибо.
ralphmirebs
Nov. 14th, 2012 01:51 pm (UTC)
угу, заработался я
на ЖЖ не было времени вообще
marked1
Nov. 14th, 2012 07:10 am (UTC)
Хороший отчет.
devover
Nov. 14th, 2012 07:24 am (UTC)
Крутейшее место.
Интересно как это всё дело выглядит на Баренцевом море. Там такая штука и не одна не достроена
ralphmirebs
Nov. 14th, 2012 01:52 pm (UTC)
может быть и оттуда когда-нить появится отчёты...
shtillshtill
Nov. 14th, 2012 07:43 am (UTC)
Был там в марте. Было тихо и спокойно. А вот в апреле уже вояки начали народ гонять. Знакомых завернули на берегу ещё на подходе к бывшему бетонному заводу. А была задумка с ледующем году там на коньках покататься.
И ава моя, что в комплекте с коментом, оттуда хД
ralphmirebs
Nov. 14th, 2012 01:53 pm (UTC)
мы в конце мая были там
oll123
Nov. 14th, 2012 08:22 am (UTC)
Ахренитительно !!! +)
olyabadd
Nov. 14th, 2012 08:26 am (UTC)
Как интересно! Надо будет как - нибудь попробовать туда съездить. И Unheilig хорошая песня, мне она вкатывает, да :-)
bikaraska
Nov. 14th, 2012 09:11 am (UTC)
мне по делу сказать нечего, но таки всё же "арматура", с одной)
ralphmirebs
Nov. 14th, 2012 01:52 pm (UTC)
о, я не знал!
poccu9i
Nov. 14th, 2012 09:13 am (UTC)
День добрый.
Есть в этом что-то такое... захватывающее. Даже хаос и разруха могут впечатлять, если их правильно подать.
Удачи.
general_kosmosa
Nov. 14th, 2012 09:27 am (UTC)
ПОТРЯСАЮЩЕ!!!
ralphmirebs
Apr. 28th, 2013 03:36 pm (UTC)
спасибо. надо и к вас в гости приехать)
muph
Nov. 14th, 2012 10:28 am (UTC)
крутое местечко. особенно с лодками фотки доставили.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 53 комментария(ев) — Ответить )