?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В тридцатые годы XX-го века, советская промышленность развивалась семимильными темпами. Одним из китов, лежащих в основе качественных товаров была металлургия - разрабатывались новые сплавы. Однако малая добыча некоторых важным компонентов требовала регулярных закупок за границей, что ставило страну в зависимость от ресурсов Запада. Одной из таких компонент был минерал флюорит, иначе называемый плавиковым шпатом или фторидом кальция. Этот минерал придавал алюминию ковкость и был незаменим в авиационной промышленности. Кроме того его использовали при производстве оптических линз. Обе эти отрасли имели стратегическое военное значение, что требовало найти отечественные месторождения флюорита. В 1932 году геолого-поисковая партия под руководство П. А. Шрубко обнаружила этот минерал на побережье Карского моря и уже летом 1933 года был основан рудник, а вместе с ним и посёлок получивший название Амдерма, что в переводе с ненецкого языка обозначает "лежбище моржей".

Благодаря руднику, уже через несколько лет Советский союз полностью отказался от закупок флюорита за границей. Минерала было так много, что его использовали в качестве гравия при отсыпки дорог. Даже теперь в районе портовой лагуны можно найти множество фиолетовых кристаллов различного размера и красоты.

Со стороны материка Амдерма окружена сотнями километрами заболоченной тундры, так что выгодно добраться до посёлка можно лишь по морю или по воздуху. Поэтому, строительство аэродрома стало наипервейшим делом. Во второй половине 30х годов через неё проходили практически все арктические авиатрассы. Здесь в 1937 году гостили члены авиа-экспедиции О.Ю. Шмидта на Северный полюс.

После Второй мировой войны, были открыты другие месторождения флюорита и рудник закрылся. Послёлок стал развиваться как база для исследования Арктики. Расширяется аэропорт, приобретя стратегическое значение. В конце 60х вблизи посёлка сооружается новейшая РЛС П-70 Лена-М, строятся дома для личного состава авиаполка, население посёлка достигает 15000 человек. После развала СССР начинается сокращение военных частей. В 1993ем закрывается РЛС, распускается и авиаполк. Численность с каждым годом падает, достигая около 350 человек в 2013ом.




Ныне, как и десятки лет назад, в Амдерму можно добраться на винтомоторнике Ан-24. Аэропорт представляет собой красивое жёлтое здание, а не какую-нибудь покосившуюся развалюху. Несмотря на то, чтоборт с большой земли приходит раз в две недели, аэропорт не стоит без дела, принимая различные вертолёты - как военные, так и гражданские. Последние летают в интересах нефте-газовиков или оленеводов, развозя их по удалённым стойбищам, на остров Вайгач, в другие крупные посёлки. Из военных остались лишь пограничники (ныне ФСБ).












Дорога от аэропорта до посёлка проходит между берегом моря и лагуной реки Амдерминка. В глаза бросается одна из визитных карточек севере - огромное число пустых бочек от дизельного топлива, от мелких 200-ти литровок, до вполне железнодорожного размера.








Тут же стоят пустые наливные ёмкости, на которые можно подняться и осмотреть морской порт, находящийся на въезде в посёлок. В порту нашло последний приют огромное количество металлического лома. Гора скопившегося металла превышает высоту трёхэтажного дома из которой торчат рёбра колёсных осей, шкуры гусеничных траков и внутренности двигателей.


















Иногда попадаются интересные экземпляры - например зарубежный кран или крыло самолёта. Есть даже небольшое авиационное кладбище.








Надо отдать должное, но территория порта постепенно расчищается. Однако, железа там так много, что такими темпами процесс займёт многие и многие годы.




Как это принято на северах, дома раскрашены в яркие цвета. Это позволяет разнообразить пейзаж когда вокруг большую часть года белым-бело. У моста прикреплён щит, сообщающий о том, что Амдерма находится в пограничной зоне и следует приготовить пропуска. На деле же пропуска проверяют сразу по прилёту, ещё в салоне самолёта.










Амдерму составляют преимущественно кирпичные малоэтажные здания. Большинство из них стоит заброшенными - в них проживали военные. Жилые дома отличаются от заброшенных не только целыми стёклами, но и множеством спутниковых телевизионных антенн.




















Амдерма расположена в районе вечной мерзлоты, посему все строения возведены на сваях. Все коммуникации ге закопаны в грунт, а проходят поверху в деревянных коробах. По этим же коробам ходят и люди - во многих местах почва летом становится заболочена. У подъездов, заместо мостков, в землю вкопаны старые чугунные радиаторы.










Некоторые дома всё-таки были разрушены подвижками грунта - одни обвалились, другие стоят с трещинами. На фото половина дома жилая, другая нет - это заметно даже по окраске стен.






Нельзя сказать, что в посёлке только одни развалины, нет. Их много, но при этом попадаются вполе современные отремонтированные дома. На фото детский сад, старая и новая школы, строящийся спортивный центр.










Мемориал павшим во время Великой Отечественной Войны воинам-амдерминцам. Памятник самолёту Миг-17. Поодаль стоит ещё один памятник самолёту, но он представляет собой конструкцию из листов стали, а не настоящий фюзеляж. Ограждения улиц сделаны из вкопанных и окрашенных газовых баллонов.












Отдельную ностальгическую прелесть Амдермы представляют собой сохранившиеся в большом количестве плакаты и лозунги времён СССР. Конечно, большинство из них выцвело за десятки лет, но до сих пор не потеряли своей привлекательности.




















Номерные таблички выполнены вручную с любовью. Совсем не то, что современная продукция отпечатанная принтером на плёнке.






Полярная станция Амдерма. Основана в 1933 году. Именно здесь работал известный полярный путешественник Артур Чилингаров.








Бывшая метеостанция. На заднем плане видно антенной полотно РЛС П-70 Лена-М






Промзона Амдермы в настоящее время полностью разрушена. Предприятие по добыче флюорита, построенное в 80х (тогда добыча возобновилась) лежит в руинах. Мощная дизельная электростанция остановлена. Башенный кран, возводивший новый корпус, повален. Из гаражей пустыми глазницами глядят остовы автомобилей и радарных систем.
























Лаборатория исследований вечной мерзлоты. Закрыта, как можно догадаться. Внутри хорошо сохранилась обстановка и оборудование. Однако, шахта, уходящая глубоко вниз затоплена водой, которая превратилась в вечный лёд.




В посёлке много различного гусеничного транспорта - колёсный по тундре не проедет. Но там где не пройдет колёсный и гусеничный - пройдут лёгкие нарты, ведомые северными оленями. В Амдерме они низкорослые и являются неотъемлемой частью пейзажа. Самое распространённое мясо - оленье, весьма вкусное, как я убедился.
















Кроме того, в посёлке много кошек, а собаки вообще водят автомобили! Самым крупным животным, заходящим в Амдерму является белый медведь. Обычно, их можно встретить вблизи от моря. К сожалению, а может и к счастью, за ту неделю, что я жил в посёлке мишки мне не встречались. Впрочем, я специально их и не искал.






Есть ли у Амдермы будущее? По всей видимости есть. Скорее всего оно будет уже не военное, а как и изначально - исключительно добывающее. При освоении нефтегазоносного шельфа, при добыче сланцев, Амдерма может стать перевалочно-сортировочной базой и тогда туда вернутся люди, а вместе с ними и жизнь.



Comments

( 31 комментария(ев) — Ответить )
nik_ratibor
Nov. 28th, 2013 07:28 am (UTC)
>Из военных остались лишь пограничники (ныне ФСБ).

Пограничники практически всегда были частью ФСБ (КГБ, НКВД). Специфика службы такая. Просто сейчас они называются ПС (пограничная служба), а не ПВ (пограничные войска), и солдат срочной службы туда не призывают с 2008 года, только контрактники.
sevprostor
Nov. 28th, 2013 07:56 am (UTC)
Кстати, там еще и дом Чилингарова есть, виден на некоторых фотках.

Жаль, конечно, будет, если се это превратят в большой терминал - исчезнет уникальный объект.
ralphmirebs
Nov. 28th, 2013 09:11 am (UTC)
синий такой? с крыльцом?
там и Шмидт жил.
"барский" дом, как его называют местные
phd_paul_lector
Nov. 28th, 2013 08:15 am (UTC)
интересно...
ralphmirebs
Nov. 28th, 2013 09:11 am (UTC)
согласен!
shlomo_shmul
Nov. 28th, 2013 08:17 am (UTC)
А чем там сейчас люди занимаются? Кроме пограничников и авиаторов? И осталось хоть что нибудь от первых рудников?
ralphmirebs
Nov. 28th, 2013 09:03 am (UTC)
Работники банка, почты, жкх, администрации, порта, магазина.
Плюс огранизация поездок для рыбаков-охотников.
Видел на современных фото вход в штольни рудника, но как-то вылетело из головы и на месте я забыл их искать - думал только копёр есть)
Без названия - shlomo_shmul - Nov. 28th, 2013 09:18 am (UTC) - Expand
Без названия - ralphmirebs - Nov. 29th, 2013 04:40 am (UTC) - Expand
Без названия - shlomo_shmul - Nov. 29th, 2013 04:29 pm (UTC) - Expand
poccu9i
Nov. 28th, 2013 11:06 am (UTC)
Обожаю север. Есть в нём... атмосфера. Он живой, хотя в местах обитания людей и выглядит страшно.
alexpolt10
Nov. 28th, 2013 05:34 pm (UTC)
хорошие новости
вот вроде бы хорошие новости http://sdelanounas.ru/blogs/44213/
вроде как на север возвращаемся
jst_ru
Nov. 28th, 2013 06:32 pm (UTC)
охренеть!
спутниковые тарелки забавно ссмотрят почти в горизонт
lisa_v_nore
Nov. 29th, 2013 02:00 am (UTC)
и везде, наверное, запах коррозии и окисления)
ralphmirebs
Nov. 29th, 2013 04:39 am (UTC)
нет
если что-то и появится, свежий ветер с моря всё сдувает
drnknmonkey
Nov. 29th, 2013 04:23 am (UTC)
А сани с оленями ездят прямо по земле?
А то я раньше думала, что на санях только по снегу ездят :)
ralphmirebs
Nov. 29th, 2013 04:34 am (UTC)
по земле тоже, но она там только в посёлке - за пределами трава и болота
Без названия - lisa_v_nore - Nov. 29th, 2013 02:07 pm (UTC) - Expand
svolochus
Nov. 29th, 2013 12:59 pm (UTC)
Ах вот оно что, рудник со шпатом. То-то немецкие подводники, наблюдая за Амдермой, узрели большое количество автомашин, вроде обстреляли даже как-то.
ralphmirebs
Nov. 30th, 2013 02:54 am (UTC)
они и туда доплывали?
Без названия - misha_makferson - Nov. 30th, 2013 10:33 am (UTC) - Expand
Без названия - svolochus - Nov. 30th, 2013 04:29 am (UTC) - Expand
Без названия - ralphmirebs - Nov. 30th, 2013 07:48 am (UTC) - Expand
Без названия - svolochus - Dec. 1st, 2013 12:15 pm (UTC) - Expand
an10 zxman
Nov. 29th, 2013 05:43 pm (UTC)
ИМХО* Росея настолько беспечна, что можно ораганизовать свою империю посреди страны, никто даже не шелохнется, в Росеи все слишком сконцентрированны на десятке городов... ваши фото тому доказательство. Хотя впринципе достаточно посмотреть на карту России, и посмотреть на рассоятние между городами в центральной части)
ralphmirebs
Nov. 30th, 2013 03:02 am (UTC)
увы, прилетит десант и всех убьёт
ljournalist_bot
Nov. 30th, 2013 09:09 am (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
misha_makferson
Nov. 30th, 2013 10:30 am (UTC)
>Этот минерал придавал алюминию ковкость и был незаменим в авиационной промышленности. Кроме того его использовали при производстве оптических линз.
Насколько помню из учебника геологии основная часть (80 %) флюорита идёт в сталелитейную промышленность (снижает температуру плавления руды, что заметно уменьшает расход кокса). Для этого используется флюорит низкого качества. Флюорит химических сортов используется не для придания алюминию ковкости, а для производства искусственного криолита без которого алюминий вообще не получишь (алюминий получается электролизом раствора глинозёма в криолите)
ralphmirebs
Nov. 30th, 2013 06:01 pm (UTC)
вполне возможно)
Serik Dzhorabekov
Jan. 6th, 2014 04:12 am (UTC)
ralphmirebs
Здравствуй Ральф ответь пожалуйста на вопрос, он на фейсе в сообщениях спс.
aramis7
Feb. 6th, 2015 02:51 pm (UTC)
красиво так показали)
( 31 комментария(ев) — Ответить )