?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

В спальне бога


Нельзя заходить в спальню к богу,
Даже если его там нет.
Нельзя заходить в спальню к богу,
За дверью большой секрет
- Ундервуд. 


Буквально вчера, 02 июня 2015 года, исполнилось 60 лет колыбели мировой космонавтики и крупнейшей отечественной космической гавани - космодрому Байконур. За эти годы на его территории было испытано множество разнообразных космических аппаратов, вершиной которых стала система "Энергия-Буран". Но история выбрала свой путь и проект умер в младенчестве.

Более двух десятилетий назад, в последний раз закрылись тяжёлые сдвижные двери МЗК - монтажно-заправочного комплекса, отрезав от манящего звёздного неба два орбитальных космических корабля. Есть лёгкая ирония в том, что место рождения тех, кто должен был бороздить космические просторы, стало им усыпальницей и склепом.




Монтажно-заправочный комплекс едва ли ни самое большое здание на территории космодрома Байконур. Его спроектировал ижевский институт «Прикампромпроект». Длина сооружения 132 метра, а высота 62. С торцов расположены так называемые откатные сооружения – попросту огромные сдвижные ворота. Самые большие из них обладают размерами 42 на 36 метров, достаточными для прохода "кузнечика" со связкой из ракетоносителя «Энергия» и с установленным на ней орбитальным кораблём.






Несущие конструкции МЗК изготовлены из особой стали и должны выдержать давление ударной волны возникшей в случае возможного взрыва тяжёлого ракеты-носителя на ближайшей стартовой площадке.

По бокам к основному корпусу примыкают четырехэтажные пристройки, в которых размещается разнообразное оборудование для проведения тестов, организации вентиляции и электроснабжения.

Поскольку помещение, в котором происходила работа с орбитальным кораблём, не должно было содержать пыли, в нем искусственно создавалось повышенное атмосферное давление. Все двери, ведущие из корпуса в коридоры, являлись герметичными.

Под потолком двигались три поперечные кран-балки, каждая их которых обладает грузоподъёмностью в 400 тонн. Ещё выше их опутывает сложная система мостков под самой крышей, открывающая доступ к лампам освещения.






В настоящее время внутри МЗК находятся два корабля, один из которых второй летный экземпляр "Буря", а другой технологический макет ОК-МТ для отработки предстартовых операций. Но, несмотря на то, что это макет, внутри и снаружи он выглядит как настоящий корабль. И тот и другой не в самом лучшем состоянии и из-за этого они взаимно дополняют друг друга.






А теперь, давайте опустимся пониже и окинем взглядом весь зал. Над вторыми (малыми) торцевыми воротами находится великолепная обзорная площадка.






Боковые стены МЗК увешаны десятками опускающихся или поворачивающих технологических платформ, оснащённых гидроприводами. Эти конструкции необходимы для проведения всевозможных работ на разных высотах, без прикосновений к теплозащитным плитам. Здесь же находятся пассажирские шлюзы-трапы для попадания на борт орбитальных кораблей.




















Я не удержусь и позволю себе показать две исторические фотографии, демонстрирующие применение технологических платформ. Фотографии взяты с сайта Буран.






Спустимся к орбитальным кораблям. Они установлены не на шасси, а на транспортные тележки, перемещающиеся по утопленным в пол рельсам. Перед носами кораблей, высятся другие технологические платформы, предназначенные для доступа к кабинам и двигателям. Платформы, как и корабли, могут кататься по рельсам вперед-назад.
















Время и люди не пощадили корабли и их нынешнее состояние весьма плачевно. Часть плиток теплозащиты отвалилось, остекление кабины разбито, крылья и фюзеляжи покрывает обильный слой птичьего помёта, скопившегося на двадцать с лишним лет.










На момент остановки работ, готовность "Бури" достигала 95-ти процентов. Внешне, помимо индивидуального рисунка теплозащитных плиток, от ОК-МТ она отличается наличием установленных двигателей ориентации в носовой части.








В хвостовой части, "Буря" лишилась контейнера с тормозными парашютами, но двигательная установка выглядит вполне целой.










У макета ОК-МТ хвостовая часть сохранилась заметно лучше, да и лобовое остекление не пострадало.


















Внутри макета почти всё так же, как и на "взрослом" корабле. Лишь некоторые элементы заменены на деревянные кубики с указанием названия и массы блока. Конечно, уже не понятно что стало с отсутствующим оборудованием - не было установлено или выдрано на драгоценные металлы. В шлюзовом модуле и кабине царит разгром, но в отсеке полезного груза и в двигательном отсеке относительно чисто.






















Ещё пара взглядов на оборудование МЗК.






История движется по спирали. Это объективный процесс, повторяющийся раз за разом. Можно сожалеть об утраченном времени и скорбеть о былом величии, но факты остаются выше этого - Россия стремительно теряет статус ведущей космической державы. Вот уже более двадцати лет, страна не производит ничего принципиально нового, продолжая эксплуатировать наследие Советского Союза. Ведутся лишь работы по модернизации старых заделов, но всё иное остается лишь словами и проектами на бумаге. Несомненно, знатное прошлое позволит продержаться на плаву еще десятилетие-другое в роли космического извозчика, но лишь до тех пор, пока китайские ракеты не перешагнут должный рубеж своей надёжности и не обрушат цены на вывод груза на орбиту.

Из космонавтики ушла романтика, оставив ей лишь сухие цифры финансовой статистики. Зачем тратить триллионы на космос, если это не принесёт прибыли за обозримое время?

Во времена противостояния политических систем, гонка двух сверхдержав оказывала благотворное воздействие на научно-технический прогресс. Возможное военное и идеологическое применение рождало десятки всевозможных проектов. Да, большинство из них не выходило за рамки чертежей и макетов, но те, что просачивались сквозь сито испытаний и комиссий, получали неограниченную поддержку.

Будущее советских многоразовых орбитальных кораблей не было предопределено ещё до рождения. Несмотря на огромную финансовую убыточность подобных запусков, они могли долго продержаться на мировой сцене, давая вектора к будущим горизонтам.

А закончить свою статью я хочу обыгрыванием заголовка и эпиграфа.

Rise my God! From ashes rise!
Восстань мой бог! Восстань из пепла!



Comments

( 245 комментария(ев) — Ответить )
Page 1 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
fyzkl
Jun. 3rd, 2015 09:24 am (UTC)
Какой грустный пост (((( Удручает (
Я маленькой была в этом МЗК. Помню как меня потрясли его размеры, высоченный потолок и куча лесенок по стенам.
ralphmirebs
Jun. 3rd, 2015 09:31 am (UTC)
Согласен с вами и в первом и во втором...
invasion_odessa
Jun. 3rd, 2015 09:30 am (UTC)
А, я почему-то всё время слышал, что летный образец Бурана, был полностью погребён под обломками крыши. Оказывается это не так... Или его восстановить пытались?
ralphmirebs
Jun. 3rd, 2015 09:32 am (UTC)
Тот, который летал в космос был завален. Но были и другие в серии - про них и рассказ.
Без названия - invasion_odessa - Jun. 3rd, 2015 09:34 am (UTC) - Expand
razdolbaiker
Jun. 3rd, 2015 09:40 am (UTC)
Спасибо за фото. Про второй лётный экземпляр знал, но фотографий его вблизи никогда не видел. Раньше думал что оба лётных погибли под развалинами.
gecarcinian
Mar. 8th, 2016 07:03 pm (UTC)
Всего было то ли 5 то ли 6 аппаратов. Один точно завалило крышей сооружения 112, когда казахи там ремонт проводили, при чем вместе с носителем. Еще один был в Москве, где нынче не знаю. Три на космодроме, два на фото и еще один рядом, в музее.
Без названия - darth_sergius - Oct. 4th, 2016 02:52 pm (UTC) - Expand
Спасибо! - фь вэй - Nov. 18th, 2016 04:45 pm (UTC) - Expand
rotweller
Jun. 3rd, 2015 09:43 am (UTC)
кайф
sevasat
Jun. 3rd, 2015 09:53 am (UTC)
Мощно. Спасибо.
darkmonk_nsk
Jun. 3rd, 2015 10:40 am (UTC)
Ух! Как интересно! Спасибо за рассказ и фотографии!
...И, как водится, после таких постов в очередной раз горестно вздохну про "...все просрали" :(
tt_pavlodar
Jun. 5th, 2015 04:34 pm (UTC)
Горе побежденным...
vash_nachalnik
Jun. 3rd, 2015 10:56 am (UTC)
Супер!
А завершающая фотка - вообще шедевр! Даже эмоции видны!
Как удалось туда попасть?
Прошу прощения, другие комменты еще не читала, но если там есть ответ, тогда я сама прочитаю.
ralphmirebs
Jun. 3rd, 2015 11:51 am (UTC)
мы просто проходили мимо )
Без названия - vash_nachalnik - Jun. 3rd, 2015 11:55 am (UTC) - Expand
Без названия - gjatu - Aug. 15th, 2016 05:05 pm (UTC) - Expand
Без названия - ralphmirebs - Aug. 20th, 2016 04:10 am (UTC) - Expand
technolirik
Jun. 3rd, 2015 01:21 pm (UTC)
Отлично! Пост великолепный!
chucker_mpa
Jun. 3rd, 2015 03:30 pm (UTC)
даже мне, человеку достаточно далекому от технической стороны космоса и авиации -- больно смотреть на это все.
сильный репортаж, спасибо.
filosoff_spb
Jun. 3rd, 2015 03:57 pm (UTC)
Большое спасибо
- это отличная работа 👍
samsebeskazal
Jun. 3rd, 2015 04:48 pm (UTC)
Спасибо за пост. Очень печально все это наблюдать, особенно после просмотра шаттла Энтерпрайз, который так же не летал в космос, но сегодня является одним из главных экспонатов в музее Интрепид в Нью-Йорке. Кмк лучше бы их продали в какой-нибудь музей, чем так пометом покрывать :(
alxxxn
Jun. 4th, 2015 05:16 pm (UTC)
Энтерпрайз - это все-таки не совсем шаттл, а испытательный макет для полетов в атмосфере.
Без названия - lynxter - Jun. 13th, 2015 10:55 pm (UTC) - Expand
Без названия - khathi - Jun. 6th, 2015 11:08 am (UTC) - Expand
Без названия - catch_er - Jun. 6th, 2015 07:25 pm (UTC) - Expand
Без названия - khathi - Jun. 7th, 2015 11:20 pm (UTC) - Expand
Без названия - catch_er - Jun. 7th, 2015 11:35 pm (UTC) - Expand
Без названия - khathi - Jun. 7th, 2015 11:46 pm (UTC) - Expand
Без названия - mixxtr - Jun. 12th, 2015 02:07 pm (UTC) - Expand
zverolov1
Jun. 3rd, 2015 06:00 pm (UTC)
Если посмотреть на сайт БУРАН, какие там планировались полезные нагрузки, какое применение, было понятно, что это закопанные в землю миллиарды.
lexx_vlg
Jun. 6th, 2015 08:24 am (UTC)
Не все вещи нужно измерять прибылью. В этом то и проблема "эффективных манагеров". Космос, медицина, образование, заводы - все в топку во имя сиюминутной прибыли.
Без названия - mop03 - Jun. 6th, 2015 03:11 pm (UTC) - Expand
Без названия - lexx_vlg - Jun. 6th, 2015 07:16 pm (UTC) - Expand
Без названия - mop03 - Jun. 6th, 2015 07:22 pm (UTC) - Expand
Без названия - mm888_3 - Jun. 9th, 2015 07:38 am (UTC) - Expand
Без названия - mop03 - Jun. 9th, 2015 09:50 am (UTC) - Expand
Без названия - mm888_3 - Jun. 10th, 2015 02:44 am (UTC) - Expand
Без названия - sape - Jun. 16th, 2015 06:18 pm (UTC) - Expand
Без названия - 1greywind - Jun. 6th, 2015 09:19 am (UTC) - Expand
wedmiii
Jun. 3rd, 2015 06:51 pm (UTC)
ЭТО ПОТРЯСАЮЩЕ!
sunsunsun
Jun. 4th, 2015 06:29 am (UTC)
просто отлично, действительно шедевр. эта поездка думаю, вам будет вспоминаться и годы и десятилетия спустя.

зачем-то целенаправленно были окна разбиты кем-то на кораблях - смысл-то какой в варварстве.

несмотря на трудность проникновения, вы свет включить не побоялись? это же мгновенная демаскировка.

и по Энергии тоже будут слайды, да? :-)

скорее всего, лет через несколько постигнет его судьба Сферы, и мы об этом не узнаем, чтобы успеть посетить...
ralphmirebs
Jun. 4th, 2015 08:02 am (UTC)
Какой свет? Это естественное солнечное освещение.
А по Энергии да, будет материал.

Про корабельные иллюминаторы - есть версия, что это просто падали железки с крыши.
Без названия - alxxxn - Jun. 4th, 2015 05:25 pm (UTC) - Expand
Без названия - alles_the_cat - Jun. 16th, 2015 09:37 am (UTC) - Expand
hobbyte
Jun. 4th, 2015 06:55 am (UTC)
Благодарю.
Именно пробуждения таких богов и хотелось бы.
frantsouzov
Jun. 4th, 2015 09:36 am (UTC)
Обалдеть можно... Неужто когда-то все это производилось в нашей стране?
winpooh
Jun. 4th, 2015 10:29 am (UTC)
> Вот уже более двадцати лет, страна не производит ничего принципиально нового, продолжая эксплуатировать наследие Советского Союза.

"Ангара"?
ralphmirebs
Jun. 4th, 2015 02:06 pm (UTC)
Она ещё толком и не летала пока, лишь после серии удачных пусков можно будет говорить (особенно в пилотируемом варианте)
Без названия - winpooh - Jun. 4th, 2015 02:20 pm (UTC) - Expand
Без названия - trubnik - Jun. 4th, 2015 08:19 pm (UTC) - Expand
Без названия - khathi - Jun. 6th, 2015 11:10 am (UTC) - Expand
Без названия - sovaly - Jun. 4th, 2015 08:04 pm (UTC) - Expand
Без названия - khathi - Jun. 6th, 2015 11:13 am (UTC) - Expand
Без названия - drol_links - Jun. 14th, 2015 12:09 am (UTC) - Expand
Без названия - drol_links - Jun. 13th, 2015 11:35 pm (UTC) - Expand
zelenyikot
Jun. 4th, 2015 11:36 am (UTC)
Эпичный репортаж.
Если будет еще что-то про космос - присылайте ссылку в личку. Попиарю по своим ресурсам.
anakond7
Jun. 11th, 2015 10:07 pm (UTC)
вот и сделай прямой репост у себя в жж
gunfighter_a
Jun. 4th, 2015 12:01 pm (UTC)
fallout прям как есть.
_hmh_
Jun. 4th, 2015 12:06 pm (UTC)
збс зашли!))
zoghozzerofive
Jun. 4th, 2015 01:28 pm (UTC)
Нда, тут не "городами" "стрельнуто", тут неслабую губернию на распыл пустили.
ctpoka
Jun. 4th, 2015 02:39 pm (UTC)
перепостила, надеюсь, автор не возражает.
pompeya
Jun. 4th, 2015 03:33 pm (UTC)
потрясающе!
и печально.
pegas_2013
Jun. 4th, 2015 03:56 pm (UTC)
Выкупить, если он Казахский, до оснастить и поставить в музей космонавтики в Москве.
В штатах в музее хранятся действующие когда то аппараты, а у нас один каркас, на ВДНХ.
premier7
Jun. 6th, 2015 10:37 am (UTC)
Соберите деньги и алга.
А за счет бюджетной титьки пусть лучше мост в крым строят.
Без названия - evia1 - Jun. 12th, 2015 10:50 am (UTC) - Expand
amginskiy
Jun. 4th, 2015 05:20 pm (UTC)
Потрясающий репортаж!!! Я не знал про еще два Бурана (пусть один из них макет), думал один заваленный и один в парке им. Горького...
lvenok999
Jun. 5th, 2015 10:38 am (UTC)
еще один в Германии в музее с двигателями от Ту-154. Был создан для отработки систем управления...
Без названия - khathi - Jun. 6th, 2015 11:16 am (UTC) - Expand
Page 1 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
( 245 комментария(ев) — Ответить )