?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Есть поговорка "всё новое - хорошо забытое старое" или "все уже было". Если отвлечься от метафизического смысла, то получается что новых мыслей не так уж и много. Насколько труднее в современном мире высказать новую мысль? Дотронемся, например, до грани литературы. В эпоху пара создавались произведения Жюля Верна, где-то рядом, на узких европейских улочках, записывали свои размышления философы. В кругах различных обществ рождались и умирали идеи, по телеграфному проводу пересекали Атлантику в обе стороны.

Эпоха научной технической революции, Олимп индустриального мира, разбудила до той поры мирно дремлющий пласт "нереальной" фантастики. Если идеи Жюля Верна ещё можно было реализовать в металле при его жизни, то творения Азимова и Бредбери жили намного дальше как во времени, так и пространстве. Старина Гибсон открыл матрицу, а Симонс и Лукьяненко заглянули за черту интеллекта.

Насколько сложно в современное время высказать совершенно новую, не подёрнутую рябью прошлого, мысль? Не просто описание, а Идею, Концепцию, Краеугольный камень?

Или все дело в терминологии и обществе и уже триста лет назад естествоиспытатели взахлёб рассужали о нынешних реалиях, но, в силу,
привычки высказанное не чем как кроме забаввных упражнений для ума, не достойные увидеть ничего далее огня в камине и кружек пива на столе?

Творчество это процесс и даже потребность появляющаюся у существа "освоившего" интеллект - пример тому люди. Творить могут все, но лишь немногие могут сделать это естественным для себя процессом. Такие наделены талантом. Когда творчество становится бесознательным сроду дыханию или ходьбе, рождается гений. Для таких создание новых сущностей естественное явление. Кстати, гений ли слон рисующий картины хоботом? Считают ли другие слоны его гением или они вообще не понимают что он делает? Совсем как люди бросающие камнями в поэтов.

Для тех кто не дорос до гениальности нужен толчок, свеча зажигания, клавиша enter. Греки называли это Музой. Что-то приходящиее извне и вдохновляющее на творческие подвиги и жизнь. Или уходящее и доводящее до сумасшествия и самоубйства. Попытки позвать Музу издеваясь над созданием наркотиками и галюциногенами наверное могут дать некоторые плоды, но это как прыгнуть со скалы что-бы на мгновение ощутить полёт. Впрочем, нужна ли жизнь птице разучившейся летать? Воистину, несчастные люди - Лири был дурак.

Comments

( 15 комментария(ев) — Ответить )
lampochka100vt
Nov. 12th, 2009 05:18 am (UTC)
ммм.. то есть, ты считаешь, что в наш век новых идей осталось меньше, чем, например, полтора века назад?))
если думать так, можно считать, что творить легко было вообще только во времена Гомера и Вергилия, а дальше люди только беспомощно пыжатся, иногда под наркотой рождая из себя что-то больное и вымученное. :)
но по мне так лучшие произведения искусства создаются как раз тогда, когда кажется, что всему уже наступает конец. В этакой пограничной, кризисной ситуации.
история циклична, у неё есть свои периоды процветания, застоя, кризиса, возрождения.
и в переломные моменты, в самые тяжёлые, кризисные для чепловеческой мысли годы, создаётся всё самое прекрасное, рождается новое направление.
и тут не обязательно влияние гения - сама история поддалкивает.
думаю, такого перелома не было уже больше века (всё разнородное искусство 20 века берёт корни во самом конце 19-го), и в ближайшие лет 10 не предвидится. Но чуть позже он обязательно будет. Если сейчас всё спокойно, скучно, нет конфликта и противоречия, которое могло бы перевернуть образ мысли современного человека, это не значит, что всё закончено. Эти противоречия уже понемногу развиваются в наших мозгах, и их уже ловят самые талантливые и чуткие писатели. Просто настоящий конфликт вырастет из них чуть позже. :)
ralphmirebs
Nov. 12th, 2009 08:02 am (UTC)
Нет, я хочу сказать что их стало труднее отыскивать. А я хочу выйти за черту уже при жизни :)
lampochka100vt
Nov. 12th, 2009 08:08 am (UTC)
ты творишь что-то, что должно остаться в веках? :)
пишешь?))
ralphmirebs
Nov. 12th, 2009 11:25 am (UTC)
Я хочу научиться порождать новые сущности.
Например, на бумаге.
lampochka100vt
Nov. 12th, 2009 11:35 am (UTC)
я тоже.
но почему-то не верю, что у меня это получится. важно не столько чтобы они были новыми, сколько то, чтобы они были живыми и искренними))
es3n
Nov. 12th, 2009 07:33 am (UTC)
"Все уже было" по мне сильно зависит.
Если заниматься рисованием логотипов - то количество доступных ассоциаций можно назначить практичеcки конечным. Т.е. иллюстрировать какой то образ все равно придется тем или иным б/у образом. Если речь конкретно про «символичные картинки» конечно, а не абстрактные и оторванные от жизни вещи, которые обосновать то можно, но символизма творческого они не имеют.
Иное дело с боле сложными процессами по типу написания книги/текста. Я думаю там большой процент успеха в плане «новизны» гарантирован банальной эрудицией/образованностью и желанием это самостоятельно понимать и адаптировать к ситуации. По большей мере это производное от собственного интереса. По крайне мере у меня.
Причем тут процесс бесконечный в плане усвоения какой то новой «интересности», ее понимания и возможности применить в разговоре или при написании книжки.
Книжек написано неперечитать, чтобы набраться приемов, цитат. Музыки написано непереслушать в плане поддержать разговор хотя бы по 5-6 основным направлениям. Стран есть непереездить - «я там не был, а люди иначе живут».
ralphmirebs
Nov. 12th, 2009 11:21 am (UTC)
Я считаю, что есть два направления для творчества - вширь и вглубь, в форму и в содержание. Сперва рождается содержание, затем оно рождает формы. Стихи Пушкина или картины Леонардо это формы. "Война миров" Уэлса и компьютерные картины это содержания.

Содержания заключают в себе явную новизну в своей сфере на момент появления, а формы пестуют эту новизну. Причем с развитием человечества число новых содержаний на единицу времени постоянно растёт. Я привёл в пример фантастику т.к. она описывает большое число разнообразных явлений в разных областях, многие из которых наверняка воплотятся в этой реальности. Содержание возникает и подхватывается сотнями форм. Но вот что ещё не придумано в сфере содержаний и как это искать?
es3n
Nov. 13th, 2009 12:34 am (UTC)
Можно сравнить с написанием песен в популярной музыке - сначала придумывается мелодия, потом на нее натягиваются слова. "Ан масс". А почему так важен момент "новизны"? мне она совсем не кажется необходимыми условием, для создания чего то "гениального". Образно - "содержание 120 летней давности подхватилось 345 формой", если в твоей терминологии.

Ну и только гениальность оправдывает одновременную работу по 2 твоим направлениям. А в большинстве случаев "гениально" достаточно только по одному из них что то исполнить. Редко когда песня и мелодией и супертекстом поражает, даже у монстров этого дела

А про "что еще не придумано". Хм - а как выглядит задача? Т.е. Зачем/для кого надо искать "новое содержание"? Думаю "контент" он относительно неизменен по своей тематике - обывателя интересуют практически одни и те же вещи - что 100 лет назад, что сейчас. Образно "машинки" - раньше были паровые - сейчас на водороде, с той только разницей. Запросы на яндексе можно посмотреть - это "контент и есть" во многом, который ищут. И там "новизны" никакой думаю давно нет. А людям потребно.

Поэтому и интересно почему интересует - образно "хочешь тему для диссертации/у тебя творческий кризис (вроде непохож :)/или это упражнение для мозга, чтобы не простаивал, или что то еще?
ralphmirebs
Nov. 14th, 2009 04:21 am (UTC)
Ага, это упражнения для ума.

Хочется даже не сколько придумать, сколько заглянуть в "колодец" и на "механизмы" получения нового. (это ответ на вопрос "зачем для кого").
es3n
Nov. 15th, 2009 06:59 am (UTC)
Хм. А зачем именно "новое"? Если творить "для кого то", то, по большей мере, потребны вполне себе устоявшиеся "темы". Т.е. к примеру зарабатывать надо на чем то "знакомом" обывателю скорее. "Новое" предполагет либо гениальность/прорыв в способе оформления, либо появление какой то новой темы, которую еще не заездили , что малорелаьно, на мой взгялд уже. Ну или может привести к каким то вымученным экспериментам в виде "зажать кисточку зубами и рисовать" - "новое"!

У меня что то получается "хорошо", когда я сам заинтересован, когда учатсвующие в процесс как то на равных помогают. Больше всего ценю естественность в процессе. Т.е. ее сразу видно, когда человек "естественно" себя ведет, текст пишет, или картинку рисует.

Вот к примеру взять Дж. Дарелла - у него самые хорошие книжки это детские. "Моя семья и другие звери" и т.п. "Естественно", легко и непринужденно. Потмо цже тяжелее и тяжелее.

Дж. Хэрриот - первые 2 книги прекрасны, потмо уже чувствуется "Джим - надо еще книг..."

Да что там - Стругацкие тоже начинали со всякой фигни вроде "Страны багровых туч" - они сейчас интерсны только разве "ретроспективно", для сравнения. Лем - тоже самое.
ralphmirebs
Nov. 15th, 2009 02:42 pm (UTC)
Просто хочется быть оригинальным, хотя бы в мелочах.
es3n
Nov. 16th, 2009 12:14 am (UTC)
Да. Мне всегда хочется выглядеть "оригинальным" когда что то пишешь скажем в ЖЖ :) Это скорее даже что то подсознателньое что ли в плане желания выделяться. Не могу сказать, что это четко оформленое желание "выделываться", возмжно, моя часть стремления к перфекционизму в каком то виде.

Для меня работает интерес/увлечение в плане освещаемой темы - как "двигатель" самого желания чтото сделать/написать. Отсутствие "гениальности" мне немного помогает то количество книг/музыки/кино, которое удалось прочитать/послушать. Чем больше источников - там больше с чем есть сравнить, привести цитату, изучить понравившуюсья манеру, или понять "что не нравится".

Я к тому, что практически убежден, что банальная образованность и личный интерес на определенном уровне решают все. А уж в мелочах, думаю, наверняка
(Deleted comment)
ralphmirebs
Nov. 12th, 2009 11:30 am (UTC)
Насколько они могут уйти от того, как это описано в современной литературе или фильмах?(та же Матрица и т.п.) Само их появление, да, это скачок, но затем они стали формой. (см. мой предыдущий комментарий). Конечно, появление таких возможностей в реальности, а не фантастике окажет огромное влияние, но это уже предсказано.
(Deleted comment)
ralphmirebs
Nov. 12th, 2009 03:25 pm (UTC)
Возможно, тут вопрос в терминологии.
Хм... приведи какой-нить пример когда форма рождает новый смысл?

А про игру, да это пример того о чём я хочу сказать.
А именно про особенности интерфейса - его нужно было придумать.

PS Когда-то я размышлял о двумерном интерфейсе основанном на перефокусировке взгляда.
(Deleted comment)
ralphmirebs
Nov. 14th, 2009 04:13 am (UTC)
А ещё интереснее придумать новый жанр
( 15 комментария(ев) — Ответить )