Ralph Mirebs (ralphmirebs) wrote,
Ralph Mirebs
ralphmirebs

Япония: Канрин inside - часть вторая

Продолжаем рассказ о внутреннем устройстве школы японского языка Канрин, и сегодняшний материал будет полностью посвящён учебному процессу. Как уже неоднократно упоминалось в других материалах, в школе существуют классы пяти разных уровней D,C,B,A и S. Класс D это новички, а класс A - асы. Уровни C,B,A так-же имеют внутренние градации как, например С+ т.е. продвинутый С. Класс S - специальный разговорный класс для владеющих 1-ым кю Норёки.

В настоящее время в школе работает почти 60 преподавателей из которых шесть человек штатные, а остальные почасовики. Завучем и вторым человеком после директора в школе является Кишине-сенсей. Она работает в школе непосредственно с самого ей основания в 1987ом, её университетская специальность "японский как иностранный". Остальные пятеро это Ога-сенсей, Такахаши-сенсей, Йошида-сенсей, Сиба-сенсей и Имура-сенсей. Все они профессиональные преподаватели японского языка и во главе с завучем оставляют методики, следят за соблюдением программам, контролируют уровни классов. Ога-сенсей отвечает за D, Такахаши-сенсей за C, Сиба-сенсей за С+, Йошида-сенсей за B и Имура-сенсей за A и S. Они проводят в школе полный день.

Остальные же преподаватели являются почасовиками и занимаются лишь преподаванием. Среди них есть "ветераны" более чем с десятилетним стажем в Канрине. Что-бы преподавать японский язык в Японии необходимо пройти курсы, сдать экзамен и получить специальную лицензию. После этого, такая работа оплачивается от 1900 до 5000 йен в час, в зависимости от стажа и опыта. Когда школа нуждается в новом преподавателе, то основной офис публикует объявление, а дальше как обычный приём на работу - резюме, собеседование с директором.

Люди, приходящие работать преподавателями, в остальное время либо преподают где-нибудь ещё, но для некоторых это становится увлечением жизни, а официальное занятие у них "домохозяйка". Это обычно бывает у пожилых. Текучка так-же присутствует, но небольшая, в основном у молодых по семейным обстоятельствам (переезды, дети).

Два раза в год среди студентов проводится анонимное анкетирование на предмет профессиональности преподавателей - нравится или нет и что именно. Иногда бывают очень интересные результаты - один класс от преподавателя, что называется, "без ума", а другой терпеть не может. Иногда на уроках присутствуют другие из преподавателей или завуч чтобы посмотреть на работу человека, а для новичков это обязательно.

За каждым классом закреплено три преподавателя, которые сменяются в течении недели, более того меняются каждые три месяца они меняются на других (постепенно, на все сразу). Это сделано с той целью, чтобы студенты не привыкали к одному типу японской речи. Каждый преподаватель ведёт журнал о классе, в котором отмечает кто как работал на уроке, что знает хорошо, а что слабо, кого надо спросить. Этот журнал передаётся преподавателю ведущему на следующий день, так что все всегда в курсе событий.

Целями школы являются подготовка студентов к сдаче высших уровней экзамена "Норёку Шикен" и экзамена "Рюгаку Шикен". Последний это нечто вроде Российского ЕГЭ т.е. экзамен на японском языке по различным предметам - физика, математика, история... Некоторые японские ВУЗы принимают студентов по его итогам, в некоторых так-же надо сдавать "внутренние" экзамены. Рюгаку Шикен проводится два раза в год (в июне и ноябре) и два раза в год (с апреля и сентября) в школе проводится набор на курсы подготовки к нему по выбранным студентами дисциплинам. Это актуально для старших уровней - классы B+ и A. Нужно подойти к преподаватели и сказать "я хочу поступать в такой-то университет, там нужно сдавать такие-то предметы". После этого формируются группы на каждую дисциплину, а в школу приходят японцы-преподаватели этих дисциплин - математики, историки, химики... Курс составляет 9 уроков по 90 минут и стоит 10000 йен.

В прошлом, в дипломе об окончании школы значилось всего три варианта знания японского языка - Начальный, Средний и Высокий. Однако, некоторым ВУЗам и другим организациям было непонятно - "а сколько это". Поэтому с апреля этого года, в ответ на возникающие вопросы, а так-же следуя изменениям в оценке экзамена "Норёку Шикен", была введена новая система оценок, а именно пять уровней N1...N5, а интегральный уровень знаний языка разбит на группы:

1. Чтение текстов и понимание.
2. Иероглифы и слова.
3. Грамматика.
4. Умение говорить.
5. Умение понимать на слух.

И теперь в дипломах об окончании будет указывать уровень знаний по каждому из этих "направлений" в пятибальной оценке.

Помимо этого существует внутришкольная система оценок - уровни A,B,C,D,E,F, где А условно соответствует N1, B к N2, C к N3, D к N4, E к N5 и F - начинающие. Так-же к каждой из букв может применён повышающий модификатор, например E+. Эти показатели вычисляются не по результатам тестов, а отражают личное мнение преподавателей об уровне знаний студентов. То есть можно завалить тест (по каким-то бытовым причинам), но быть выше по эти показателям. Каждые три месяца распечатки с текущими значениями уровней раздаются студентам для ознакомления.

С момента основания школы начинающие ученики занимались по пособию "Shin Nihongo no Kiso". Это был учебник для технических специальностей, а выбрали его из-за того, что он не одна книга, а целый комплекс взаимосвязанных пособий, включающий книгу по иероглифам, комментарии на иностранных языках, тетрадь для домашних заданий. Но поскольку это был технический учебник, с появлением бытового "Minna no Nihongo" перешли на него, как обладающего достоинствами комплексного пособия.

В настоящее время в школе существует только один класс разговорного языка - класс S, для студентов обладающих уровнем знаний N1. Не обязательно иметь диплом этого уровня, чтобы учиться в классе S, достаточно знаний. Однако, в прошлом предпринимались попытки создания таких классов и на более низких уровнях, в частности на среднем. Так-же были классы по выбору - когда в одной аудитории сидел преподаватель, а студенты могли изучать любые аспекты языка. Приходили, брали пособия-распечатки, могли задавать любые вопросы по языку. Однако такие вещи не стали популярны.
Но сейчас, с учётом негативного и позитивного опыта, школа разрабатывает серьёзные изменения в программе со внедрением с апреля 2011 года.

Во-первых, вводится класс разговорного языка на среднем уровне (аналог N2)
Во-вторых, один-два раза в неделю ученики будут обязаны выбрать факультатив. Не секрет, что цели и причины изучения языка у всех разные - кто-то хочет поступить в японский ВУЗ, кто-то работать, кому-то нужна только Норёка. На основании этих предпочтений и нужно будет выбрать программу.

Таким образом программа должны стать более адаптивной, а учебный процесс более интересным.
Tags: Канрин, Японский язык
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments