Ralph Mirebs (ralphmirebs) wrote,
Ralph Mirebs
ralphmirebs

Япония: Новый год на горе Хагуро (часть первая)

О прохлада!
Новорожденный месяц восходит
над горой Хагуро...

          Мацуо Басё


Вот уж не знаю откуда у меня появилась идея встречать Новый Год в храме. Возможно, всему виною стал пост kitya о подаче документов на японскую визу. А может быть всё дело в том, что, поскольку, Новый Год семейный праздник, но семья далеко и мне захотелось встретить его как-нибудь необычно и запоминающееся. Сперва я хотел поехать в Осаку автостопом, а затем добраться до горы Коя, но вовремя сообразил что снега там нет. Но какой Новый Год без снега, это ведь как фальшивые воздушные шарики из известного анекдота. Простой поиск по интернету вновь привёл меня в журнал Кити, а именно о праздновании им Нового Года в храме Дева Санзан. Судя по фотографиям и описанию это было примерно то, что я искал. За неделю до нового года я позвонил в храм, но там ответили, что все места уже заняты. Списавшись с Китей я выяснил подробности, а именно то, что что бы принять участие в празднике не обязательно жить в храме. К тому же это выходило в существенную экономию. Сам храм располагается на горе Хагуро, в префектуре Ямагата и добираться туда местными поездами выходило достаточно долго, синкансен нам просто не по карману, а автостопом на северное направление от Аобадая неудобно. Оставался "якобасу" - ночной автобус. Поздно вечером, 29 декабря, я вышел из дому и приехал на Синдзюку. Площадка у подножия тамошних небоскрёбов была полна народа с чемоданами - ночные автобусы весьма популярны. Несмотря на то, что отбытие задержалось почти на полтора часа, в Цуруоку мы прибыли вовремя.




Всю дорогу я думал о снеге, когда я его увижу. Проснувшись часа в три ночи, сквозь стекло виднелось что-то лежащее по обочинам дороги. В свете фар оно было жёлтое, но я понял что это снег. Ещё вспоминаю какие-то бесконечные туннели, а окончательно проснулся уже в Цуруоке.

Выйдя из автобуса я словно попал в весну. Да, на земле лежал самый настоящий белый снег, но в голубом небе светило солнце, с крыш капала вода, на асфальте блестели лужи, да и припекало совсем не по-зимнему. Термометр показывал ноль тепла - такая погода бывает в Новосибирске в конце марта и было трудно поверить, что сейчас ещё декабрь.

Цуруока - небольшой городок в котором мне предстояла пересадка на автобус до храма. В ожидании его я немного побродил по округе.








Автобус покинул Цуруоку и ехал мимо заснеженных рисовых полей, голых фруктовых деревьев, остовов теплиц. По мере приближения к горам небо понемногу затягивалось облаками, а на вершине же солнце окончательно спряталось за облаками, словно богиня Аматерасу в своей пещере. Гора Хагуро - одна из трёх рядом расположенных гор Дева (иероглифы "выходить" и "крылья") и самая низкая из них - всего 414 метров. Соседние горы намного выше - Юдоно 1504 метра и Гассан 1984 метра. Зимой там лежат непроходимые снега так что Хагуро единственная из доступных для посещения в зимнее время. Святилище на горе Хагуро было основано принцем Хатико в 593 году. В середине эры Хэйан, то есть, почти тысячу лет назад, становится домом веры Сюген Сюдан или Сюгендо. Эта вера, включающая элементы Синтоизма, Буддизма и Даосизма известна практиками глубокого аскетизма, жизнью адептов в горах для гармоничного воспитания души и тела. Адептов Сюгендо называют Ямабуси и в Японии они овеяны ореолом тайны и колдовства. Ямабуси доступны сверхчеловеческие способности, которые достигаются длительными тренировками. Они могут находиться в ледяной воде, спать на снегу, ходить по раскалённым углям, длительное время обходиться без сна и пищи, слышать тихие звуки на расстоянии и видеть в темноте. Вот что пишет про Ямабуси российский сайт посвящённый Сюгендо

"... занимающиеся практикой для обретения ма­гических способностей, ... занимающиеся аске­тической практикой... Далеко не все из них оставались в горах постоянно, ведя жизнь отшель­ников в полном смысле слова. Подавляющее большинство совершало восхождения в горы лишь эпизодически. В осталь­ное время они либо находились в храмах, связанных с Сюген­до, либо странствовали, забредая подчас в самые отдаленные уголки Японии. Постепенно они обрастали приверженцами из числа мирян. Когда наступало время восхождения на свя­тые горы, Ямабуси служили для них проводниками и настав­никами в постижении таинств горного отшельничества.

Влияние Ямабуси не ограничивалось узким кругом при­верженцев. Они были желанными гостями в любой деревне или крестьянской семье, где творили заклинания у ложа боль­ного с целью изгнания из его тела вызвавших болезнь злых духов, заклинаниями же помогали вызвать дождь, столь не­обходимый в засушливое время года, или же, наоборот, ус­мирить разбушевавшуюся стихию. Из уст Ямабуси люди по­стигали начала буддийского вероучения, узнавали о хороших и дурных числах, благоприятных и неблагоприятных направлениях, других представлениях даосизма и буддизма. Ямабуси были врачевателями, наделенными сверхественными знаниями мудрецами. А еще занимательными рассказчика­ми, от которых крестьяне узнавали немало интересных ле­генд и рассказов о чудесах, незаурядными актерами, испол­нявшими в ходе рассказа самые различные роли..."


В конце периода Хэйан и следующего за ним периода Камакура, Сюгендо находилось на пике своей популярности. В период Эдо по инициативе храма проводилось много работ по благоустройству окружающей горы местности - прокладывались дороги, рылись ирригационные каналы, высаживались лесопосадки. В 1868 году, после реставрации Императорского правления был принят закон о разделении религий, официальной государственной религией был объявлен Синтоизм, храмам и святилищам необходимо было выбрать свою принадлежность - либо к Синтоизму, либо к Буддизму. Смешанные течения стали запрещены и Сюгендо оказалось вне закона, однако ритуалы и практики продолжались проводиться тайно, под прикрытием других школ. В 1945 году Сюгендо вновь стало разрешено, а святилища выведены из-под контроля правительства.

На гору Хагуро ведёт две дороги - одна из них автомобильная и на автобусе можно доехать до самой вершины. Вторая дорога пешеходная - путь паломников выложенная 2446 каменными ступенями, проходя под сенью высоких тысячелетних кедров. Для подъёма на гору я выбрал второй путь. Возможно, в тёплое время года он бы представлял собой простую длинную лестницу, но зимой она полностью утопла в снегу, местами смерзшемуся до состояния льда. Если бы не сотни паломников прошедших тут до меня и оставивших следы, подъём бы занял не один час. Местами лестница шла под весьма значительным уклоном, по пути то и дело встречались разнообразные храмовые строения.












На вершине горы находятся основные здания и небольшой пруд. К сожалению, как я уже говорил, солнце спряталось за облаками, но снег не шёл - деревья стояли зелёными. Храмовые постройки соединены узкими переходами, спускающимися вниз по склону. Административное здание, главный зал, столовая, колокол...














Внутри "административного" здания расположен холл в который пришла и современная жизнь. Автоматические двери, электричество, телевизор. Там же находится храмовая лавка, в которой Мико - храмовые жрицы продают амулеты, предсказания и другие предметы. Очень необычно видеть их, одетых в традиционные, идущие из глубины веков одежды, отбивающих чеки на электронных кассах.


















А на улице, на большой открытой площадке примерно два десятка молодых людей что-то строили из соломенных вязанок. Рядом ходил пожилой фотограф и другие люди, видимо, руководившие процессом. У молодёжи на поясах в деревянных ножнах висели специальные ножи для резки соломы, на ножнах были написаны названия деревень. Оказалось это добровольцы-участники из окрестных поселений, приехавшие принять участие в подготовке и проведения праздника, а именно Огненного Фестиваля. Орудуя вязанками соломы и соломенными верёвками они построили вот ЭТО, и даже не одного, а двух.












Огненный Фестиваль проходит на горе Хагуро 31 декабря - 01 января, но начинается за 100 дней до Нового Года. Эти 100 дней два Ямабуси проводят аскетические практики и ритуалы. Подробнее об этом читайте во второй части. Рядом с площадкой находилось строение в котором горел живой костёр, а над входом висел бумажный фонарик с надписью "Бороться отчаянно". После работы "строители" немного посидели внутри, а затем, погрузившись в небольшой автобус уехали. В домике осталась женщина, которая рассказала о том, что завтра в 10 утра здесь начинаются церемонии, можно прийти и угоститься бесплатным саке и рисовыми шариками.

Тем временем, солнце неимоверно скатывалось к горизонту и нужно было позаботиться о ночлеге. Я немного спустился по склону горы, дабы было не видно от зданий, нашёл ровную площадку где и поставил палатку. Температура на улице была около нуля, в палатке плюс четыре. Так-же у меня с собой находились химические обогреватели - пластинка содержащая вещество окисляющееся в контакте с воздухом. В результате реакции такая пластинка нагревалась за до плюс сорока градусов, отдавая тепло в течении 12ти часов. После активации двух таких обогревателей, температура внутри спальника поднялась до +18ти градусов и это при том, что в моей Токийской квартире последнюю неделю было всего лишь +14. Снаружи завывал ветер, но в палатке было тепло и уютно. Утром обогреватели всё её продолжали работать, а температура в спальнике упала до +12ти. Снаружи же шёл снегопад, все деревья оделись в белые пушистые шубки, в лес пришла настоящая зимняя сказка.






















Перекусив в палатке заготовленным с вечера обенто, собравшись и доползя по наметённым сугробам до дороги я пришёл в административное здание, где напился бесплатного горячего чая. К девяти утра приехали вчерашние парни, пришёл и фотограф. В десять утра я перешагнул порог домика с очагом и фонариком над входом.

Продолжение следует.
Tags: Прогулки по Японии, Фестивальное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →