Ralph Mirebs (ralphmirebs) wrote,
Ralph Mirebs
ralphmirebs

Япония: Новый год на горе Хагуро (часть вторая)

В предыдущей серии:
Ральф Майребс, студент языковой школы "Канрин", не желая встречать Новый Год в тёплом Токио, устремляется на север Японии, в поисках снега и ёлок. Автобус привозит его на гору Хагуро, где, под сенью высоких вечнозелёных кедров, находится святилище древней веры Сюгендо, а монахи и местные жители уже во всю готовятся к празднику. Из разговора он узнаёт, что в последний день уходящего года монахи планируют большую пьянку и огненные языческие зрелища. Первую ночь Ральф проводит в палатке наедине с природой, а наутро, восхитившись свежевыпавшим снегом, приходит в домик с фонариком над входом...

Блогописательская корпорация "Живой журнал",
при содействии RMDS Инкорпорейтед,
компании "Альфа-Банк",
и технической поддержке компании Панасоник, представляют.

"Новый Год на горе Хагуро", текст второй - "Огненный фестиваль".




Внутри домика пылал большой костёр, а по его сторонам шли деревянные лавки. Чуть в глубине горел костёр поменьше. Люди внутри помнили меня по вчерашней встрече, и сразу после того как я поздоровался ко мне подошли с большим деревянным ушатом в одной руке и длинным черпаком в другой. Следом откуда то появилась лакированная плошка, которую без слов наполнили горячим, ещё дымящимся саке. Залпом я выпил первую плошку, но её сразу наполнили вновь. Да без проблем, сказал я, выпивая вторую, а парни как ни в чём не бывало налили третью. То ли третья была более горячая, то ли опыта маловато, но залпом я её осилил. Решив, что основательно напиваться с утра было бы немного странно, я направился в другой угол за закуской. Женщина, с которой я разговаривал вчера, лепила рисовые шарики. Рис был горячий, шарики посыпаны какими-то водорослями, а на подносике были разложены маринованные овощи в ассортименте.

Что бы вы были в курсе объёмов алкоголя, которыми там ворочали, я приведу пару фотографий. Саке приносили вот в таких деревянных бочонках, десятки бочонков. После чего его наливали в железный котёл и грели на костре. Затем, саке переливалось в "ушатик" и оттуда расходилось по плошкам. Одна плошка это вам не мизерный стаканчик, из которых пьют в ресторанчиках или изакайях, а добрые полстакана, если не больше. К слову, саке было вкусное и пилось очень легко.










Закусив, в вернулся к костру, где меня по расспрашивали кто я и откуда. Я разговорился со "вчерашним" фотографом, с ним мы по большей части и ходили весь оставшийся день. А народ, тем временем, принялся лепить фонарики из снега. Вечером внутрь них вставили горящие свечи.






А это вход в домик с костром. Надпись слева говорит что по случаю фестиваля всем наливается бесплатное саке и выдаются рисовые шарики. На самом деле в здании два входа, а само оно словно разделено на две симметричные части. В другой части так-же горят два костра и так-же наливают саке.






Дело в том, что, как я уже упоминал в первой части, фестиваль "ведут" два Ямабуси. Собственно, каждый из них находится на "своей" половине. И именно поэтому соломенное "нечто" так-же было изготовлено в двух экземплярах. На этапе подготовки Ямабуси не было внутри, но вот протрубил горн изготовленный из большой раковины, что означало их приход.




Как я понял есть два "главных" Ямабуси (на фото в белом) и несколько "помощников". Собравшись и рассевшись, старший Ямабуси начал молитву - каждый в своей части домика, после чего просто разговаривал о чем-то с собравшимся. А "помощник" разливал ритуальное (судя по небольшому объёму) саке присутсвующим и подходящим. Ямабуси поманил меня и тоже налил.








А вот забавная фотография - звонок Ками. Ну где же ты, почему опаздываешь? )) Кстати, ещё на этой фотографии, обратите внимания на соломенные канаты - про них мы ещё вспомним.




Согласно расписанию, ближайшее крупное мероприятия начиналось в три дня, и до этого времени я слонялся от домика к храму, по открытой площадке где должны были быть все массовые действия, даже пообедал, как это принято у японцев в последний день года, лапшой из гречневой муки. Вообще, всё происходящее очень сильно напоминало мне Сибкон - та же зима в лесу, те же корпуса в которых сидят и пьют, та же площадка на которой периодически что-то происходит...




А погода успела поменяться пять раз. После полудня начался сильные снегопад, ближе к вечеру мокрый снег с грозой. Но, перед началами мероприятий на площадке и снег и гроза, чудесным образом проходили, видимо не без влияния здешних, населяющих гору, духов - Ками.








А народ потихонечку прибывал и это были уже не просто помощники или паломники, а простые жители окрестных мест. В трём дня собралось уже около сотни человек и вот зачем. Монахи нарезали толстые соломенные верёвки на кусочки, после чего Ямабуси взобрались на соломенные штуки и бросали эти куски в толпу. Считается что этим отгоняются злые духи, спроваживаются болезни и того, кто поймает такую верёвку весь будущий год ждёт счастье и удача.






Я спокойно стоял и фотографировал, вдруг вижу - летит. Так, просто подняв руку, я поймал прилетевшее ко мне счастье. Так-же несколько кусочков "разыграли" в детском турнире Сумо.






А там временем, в главном зале храма шла репетиция церемонии с участием воронов и кролика, на которую были приглашены все желающие посмотреть или по фотографировать. "Вороны" поочерёдно выходили в зал, где совершали прыжок-полёт. Затем из угла выползал кролик, садился между двух столиков и между двух воронов. Когда он протягивал руку с правому столику, ворон сидящий слева бил веером по левому столику, а когда к левому, ворон бил по правому. Не спрашивайте меня в чём суть этой церемонии, но точно ни запреты кролику брать пищу. Я спросил у фотографа, но он и сам знал и направил меня к Мико. Однако, к Мико я не пошёл, может быть по весне...














После мероприятия с бросанием верёвок, соломенные постаменты разобрали, но из остатков соорудили другие, так-же два к каждому из которых привязали четыре толстых каната, что были на фотографии с сотовым. Это были приготовления с следующему мероприятию, но о нём немного позже. Перед этим, в течении часа, в домике с костром происходил конкурс или, скорее состязании, "кто кого перепьёт". Участвовали, не все желающие а лишь участники от окрестных деревень, в общем те кто организует (и этим самым и участвует) в фестивале. Сперва разбиваются на четыре команды, включающие как молодых, так и в возрасте. Команды именуются по названию этих самых толстых соломенных канатов, в каждой два человека, а суть такова - сказать ритуальную фразу, подойти командой к другой команде и уговорить её выпить по плошке саке, после чего выпить вместе. После чего, плошки наполняются вновь и там в течении часа - до тех пор пока можешь стоять на ногах. Возможно, победители получают какое-то преимущество в следующим за ним мероприятием с этими самыми верёвками, но точно не скажу. Конкурс собрал целую толпу зрителей, они набились в домик, стоят за спинами "игроков". Какой-то уже пьяный дедок, словно костёр искрами, щедро сыпал юмором.








По итогам никто не напился до беспамятства, хотя народ еле держался на ногах, и всё отправились на площадку. Там к соломенным тюкам были привязаны по четыре этих самых длинных и толстых каната, участники выстроились вдоль них, поддерживая в руках. В последний момент "тюки" подожгли, а люди устремились вперёд, потянув их вперёд. Пылающие тюки пронеслись по заснеженному полю, пока не уткнулись во врытые в землю на их пути столбы. От удара, тюки перевернулись, встав на бок и теперь пылали огромными кострами, унося с очистительным огнём всё то плохое, что накопилось за год. Одна из команд настолько сильно тянула свой тюк, что тот опрокинул столб и участникам пришлось подсуетиться с его возвратом в вертикальное положение. Картина мне почему-то напомнила группу американских морских пехотинцев, водружающих звёздно-полосатый флаг на Иводзиме - есть такой известный военный монумент.








Когда солома немного прогорела, вокруг костров собрался народ, бросая в пламя прошлогодние новогодние стрелы. И, вообще, народ прибывал и прибывал. Перед полуночью в храм выстроилась очередь человек в триста, куча народа отдыхала в административном здании.








За 20 минут до наступления Нового Года, монахи начали бить в колокол - всего 108 ударов. Нам каждый удар у них уходило более десяти секунд и не менее четырёх качков деревянной "колотушки".






Однако, само наступление Нового Года почти никак не было отмечено. Никто не кричал "ура", не обнимался, не запусках салюты. Просто, спустя 16 секунд по громкой связи поздравили с наступлением и достаточно. Вообще, все ждали последней огненной церемонии "Куни ваке синдзи". Она проходит одновременно в трёх центрах Сюгендо, разбросанных по всей Японии. Сперва, подожгли вертикально стоящий факел, и отсчитали определённую длину соломенной верёвки. Посреди площадки был воткнут в землю под углом деревянный столб, несколько "воронов" находились по одну сторону, а старший Ямабуси по другую. Ворон подходил к столбу и гладил его. Затем, особыми шагами, к столбу подходил Ямабуси и "боролся" с вороном, после чего последний отступал. Тогда возвращался на своё место и Ямабуси, но после этого к столбу подходил следующий ворон и так по очереди. В итоге, Ямабуси таки "взял под контроль" столб и тогда прибежали новые существа, принёсшие кремниевые огнива. Вороны зажгли факела, сделали несколько кругов вокруг главного факела, на четвёртом круге существа выскочили и убежали - этим всё и закончилось. Не спрашивайте меня сакральный смысл, происходящего - возможно что-то связанное с огнём старого и нового года... это надо было всё узнавать у Мико.










Японцы же, тем временем, продолжали стоять в очереди в храм, я же зашёл в административное здание. На втором этаже, в большом, усланном татами зале, отдыхали люди. Какая-то женщина сказала, что тут можно свободно переночевать до утра, что я и сделал. Утром, приблизительно в семь, все куда-то ушли, а я же выпил чая, и вернулся к своей, изрядно припорошенной снегом палатке. Собрав и упаковав вещи, я покинул гостеприимную гору Хагуро, взяв курс на горнолыжный курорт Зао Онсен, где меня должны были ждать горячие серные источники и снежные монстры.
Tags: Прогулки по Японии, Фестивальное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments