?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Россия: Всем по башне

Частенько в жизни бывает так, что сильно чего-то ждёшь, упорно добиваешься этого, но в момент обретения эйфория внезапно исчезает и желанные вещи или события воспринимаются обыденно и даже ленно. Такая история произошла со мной в прошлом году, во время посещения береговых башенных артиллерийских батарей МБ-2-180. Построенные в середине 30-х, начале 40-х годов ХХ века, в различных районах Советского Союза, они представляли собой грозную силу для защиты побережья, однако после развития ракетного вооружения, их оборонительная ценность заметно упала. Однако, батареи продолжали поддерживаться в работоспособном состоянии, периодически проводили учебные стрельбы. Наступили 90е, и, на фоне развала и сокращения флота, военные их оставили предоставив ветрам и мародёрам. Те, орудия, что были в относительно лёгкой доступности вскоре были полностью разрезаны на металл, где-то отпилили лишь стволы, где-то порезвились с внутренними конструкциями башен. Несмотря на это, до настоящего времени (2013 год) сохранилось достаточное количество относительно нетронутых орудий.

Артиллерийская батарея это не только орудия в башнях, но и подземная электростанция, хранилище топлива, командный пункт, дальномеры и развитая система подземных потерн, соединяющих между собой все эти элементы. Когда я планировал путешествие на одну из таких батарей, расположенную на острове Кильдин, я планировал всё тщательно осмотреть и облазить, но прибыв на место был слегка шокирован объёмом ожидаемой работы. В итоге, я, как говорят, "слился на объекте" и осмотрел и отснял далеко не так, как хотел изначально. В своё оправдание, могу сказать, что впереди меня ждала ещё одна аналогичная батарея, на которой я отыгрался по-полной. Оттуда накопилось слишком много материала, так что подробный отчёт увидит свет ещё не скоро, а сегодня я покажу вам часть того, что удалось отснять на острове Кильдин, с небольшими комментариями.




Батарея состоит из двух башен, по два орудия в каждой. Сами орудия накрыты бронированными колпаками (собственно они и выглядят как башни). Внутри расположены орудия, в всё остальное под ними, то есть под землёй. Вот, что можно увидеть внутри башни.














Как видно, орудия подняты стволами вверх и доступ к затвору перекрыт. Но у меня нашлось несколько фотографий с другой башни, где это не так.






Под башней расположено хранилище боезапаса, состоящее из кольца металлических стеллажей и системы подачи снарядов к орудиями, в центре кольца. Такая система повторяет круглый контур башни.










С другой стороны снарядных стеллажей, так же кольцом располагаются жилые помещения для личного состава. Это деревянные рундуки для хранения вещей, места для сна и стока для стрелкового оружия.










После Второй Мировой Войны, батареи были модернизированы с учётом поражающих факторов ядерного и химического оружия, а именно получили герметичность для защиты от радиоактивной пыли и отравляющих боевых веществ. Именно поэтому к жилым помещениям, отделённая стильными гермодверьми, примыкает фильтр-вентиляционная установка. Так уж
вышло, но пол в помещении ФВУ завален коробка с пустыми пулемётными лентами к зенитным установкам.










Так же, для удобства личного состава, имеется гальюн.






Этажом ниже, так же имеющим кольцеобразную форму находится хранилище зарядов. Артиллерийские снаряды больших калибров не имеют гильзы, а состоят из стальной болванки начинённой взрывчаткой. Такую пустую болванку вы могли видеть немного выше - она валяется на полу. Но чтобы вытолкнуть её из орудийного ствола, нужна дополнительная взрывчатка, которая заряжается в орудие отдельно. Такие заряды хранились в особых стаканах на специальных стеллажах и подавались к орудиям в "упаковке".








Подача зарядов происходила через специальные шлюзы, проходящий через стену. Над ними висят приборы, сообщающие какие именно заряды нужно подавать (они могут быть различны по мощности, так-же можно выстрелить не только стальной болванкой, но и специальными снарядами - осветительными, химическими и т.п.). Такие же приборы стоят и в самих башнях, а так же в хранилище снарядов. Сигнал же на них шёл с командного пункта.








После прохождения "шлюза" заряды попадали в центральную часть нижнего этажа, откуда их передавали выше.




Кроме тоже, на этаже имеются запасы сжатого воздуха, компрессор и прочее оборудование.










Всё сооружения соединялись подземными потернами, несколько видов из которых представлены ниже.












И, в заключении пара видов самих башен. Увы, я не решился публиковать башни с отрезанными стволами, уж больно печальное зрелище они представляют. Лучше я покажу те экземпляры, которые не потеряли свою первозданную красоту. Фигура человека показана для передачи масштаба.





Метки:

Comments

( 38 комментария(ев) — Ответить )
shlomo_shmul
May. 7th, 2014 05:48 am (UTC)
Всё такое "флотское". мощное.
svolochus
May. 7th, 2014 06:01 am (UTC)
Гут!
Годно!

Чуть-чуть терминологии: проемы для передачи полузарядов называются огнезащитными турникетами.
Заряжание - объяснение верное, а обычно про это пишут просто: на этой артсистеме принято раздельное заряжание, что и предполагает снаряд отдельно, заряд (по максимуму тут два полузаряда) отдельно.
Бывает еще раздельно-гильзовое, ну, унитарное для таких калибров кажется только амеры сделали (203-мм унитарный выстрел), но надо уточнять, может и вру.

ФВУ - не знаю, может что и менялось после войны в фильтрах в связи с ПАЗ, но сама по себе система КПХЗ на этой батарее была изначально, просто факт. Системой КПХЗ снабжались даже довоенные ДОТы (ну, большинство их), которые строились тысячами.

Ну и надеюсь, что последует продолжение. Просится рассказ с бОльшими подробностями. Не загадывая вдаль, можно будет попробовать проиллюстрировать цикл заряжания этой установки.

То, что объект требует много времени на обработку, подтверждаю. Он велик и могуч.

Для будущих отчетов такого рода просьба: нумеровать снимки. Чтоб проще объяснять - на снимке №...

Ооо, кстати - а нет крупнее шильды, на компрессоре высокого давления? Эт орядом с баллонами который. Марка, год? Неужто ВК-2 Киевского з-да, довоенный еще? С ними была масса проблем - т.е. не то чтоб с ними, а с их отсутствием с началом войны. На ТОФ строили три башенных батареи, и приходилось выворачиваться наизнанку, чтоб оснастить блоки чем-то похожим на штатное оборудование.

Edited at 2014-05-07 09:36 am (UTC)
ralphmirebs
May. 7th, 2014 12:06 pm (UTC)
это Кильдинский компрессор, я там не фотал шильдики... (
Без названия - svolochus - May. 7th, 2014 02:32 pm (UTC) - Expand
dru4
May. 7th, 2014 06:05 am (UTC)
Спасибо, очень понравилось.
bu33er
May. 7th, 2014 07:08 am (UTC)
Отлично. Буду ждать и более детального отчёта, ибо сам тоже давно когда-то имел заветную мечту - попасть именно на такую батарею...

Это ведь, действитльно, интереснейшее явление - батарея, хоть и стоит на земле, считалась принадлежащей флоту и служили там моряки. Да и башни сами во внутреннем устройстве почти не отличались от таковых на корабле.

А ещё меня очень штырят вот тесамые стрелочные телеграфы для передачи команд. Пожалуй, самый мой любимый "связной" девайс воообще.
svolochus
May. 7th, 2014 09:00 am (UTC)
Дык в чем проблема :) Поездом до Мурманска, а там... :)))
Северное сияние, белые медведи... и вертухай на вышке! Профит! :-)))))))

Хм, ну там пропуска надо бы заранее заказывать, на самом деле. По телефону вполне, вроде ;)
И к рыбакам - когда меня вывозили, и узнали, сколько я заплатил на "Катарине" за заброс, сильно удивлялись и сказали, что за сильно меньшую сумму меня бы рыбаки с превеликим удовольствием катали бы.
Единственно - у рыбаков надо вписываться в судовую роль. Речь, насколько я понял, не в деньгах, а в том, что это какое-то время занимает.
В общем, нужно рекогносцировочный выезд, для установления контактов с рыбаками.
Вписываться в роль можно (и весьма желательно) на нескольких судах сразу (поскльку этот совет был произнесен, то он вроде реален). Суть в том, чтоб можно было заброситься на одном судне, а уходить на другом. Иначе ты привязан к одному борту.
Только не спрашивай, почему так - судовая роль, то-се :))) Наверное потому, что едем в Пхеньян без остановки в Пекине :-))))))))))))))))
Без названия - sevprostor - May. 7th, 2014 10:33 am (UTC) - Expand
Без названия - svolochus - May. 7th, 2014 09:04 am (UTC) - Expand
Без названия - ralphmirebs - May. 8th, 2014 03:50 am (UTC) - Expand
Без названия - svolochus - May. 8th, 2014 04:46 am (UTC) - Expand
Без названия - starcom68 - May. 16th, 2014 04:27 am (UTC) - Expand
welder_history
May. 7th, 2014 08:11 am (UTC)
Отлично!!!!
Спасибо за интересный репортаж!
moscowhite
May. 7th, 2014 09:52 am (UTC)
Вот это очень круто!
mitia_baban
May. 7th, 2014 10:13 am (UTC)
ващееее...
впечатлён!!!
спасибо!
sevprostor
May. 7th, 2014 10:30 am (UTC)
Эх, красота. Удивительно, чтов таких цивильных местах все еще сохраняются подобные объекты. Ящики для лент - прелесть, не Грэем-Белле, когда мы работали - все за этимиящиками и 14.5 патронами охотились. Приходилось все что можно унести - уносить, дабы сохранить артефакты. Уж не знаю - сохранят это все в итоге, ии разворуют и с землей сравняют.

Кстати, "упаковка" для снарядов и зарядов называется "укупоркой". А для того, чтобы "вытолкнуть снаряд из канала ствола" - нецжна не "взрывчатка", а порох)) ВВ ствол разорвет.
ralphmirebs
May. 7th, 2014 12:07 pm (UTC)
что прямо так до сих пор чистый порох и используют?
ведь его хранить сложнее...

а если использовать современное ВВ, но пропорционально меньшего объёма?
Без названия - sevprostor - May. 7th, 2014 01:02 pm (UTC) - Expand
Без названия - svolochus - May. 7th, 2014 02:25 pm (UTC) - Expand
Без названия - sevprostor - May. 7th, 2014 02:54 pm (UTC) - Expand
Без названия - svolochus - May. 7th, 2014 05:02 pm (UTC) - Expand
Без названия - sevprostor - May. 7th, 2014 05:19 pm (UTC) - Expand
Без названия - svolochus - May. 8th, 2014 01:30 am (UTC) - Expand
Без названия - ralphmirebs - May. 8th, 2014 03:49 am (UTC) - Expand
Без названия - svolochus - May. 8th, 2014 04:54 am (UTC) - Expand
poccu9i
May. 7th, 2014 10:33 am (UTC)
Шикарно, товарищ, шикарно. С одной стороны, жаль, что такой объект загублен. С другой - да кому нужны эти войны.
rambalac
May. 7th, 2014 11:56 am (UTC)
А я тут по Японии путешествую на велосипеде, пишу правда на гугл блоггер. Заодно тестю GH4.
ralphmirebs
May. 7th, 2014 12:04 pm (UTC)
Круто!
дай ссылку)
Без названия - rambalac - May. 7th, 2014 12:10 pm (UTC) - Expand
vzanuda
May. 7th, 2014 12:30 pm (UTC)
необычное место.
Приличное состояние внутренностей.
jst_ru
May. 7th, 2014 04:10 pm (UTC)
офигительный сохран! и показометр ващее)
technolirik
May. 7th, 2014 07:05 pm (UTC)
Впечатлило место да и отчет отличный. Напомнило чем то объекты линии Мажино во Франции. Жду продолжение.
seriy_dig
May. 11th, 2014 11:48 am (UTC)
сколько по времени заняла поездка, как долго на острове пробыли...?
ralphmirebs
May. 11th, 2014 01:14 pm (UTC)
именно на острове я жил неделю
Без названия - snarkfog - May. 19th, 2014 01:24 pm (UTC) - Expand
samitay
Aug. 25th, 2014 01:40 pm (UTC)
В финке есть несколько батарей которые так и остались законсервированными, их приводят в порядок волонтеры, я был на одной здесь http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=60.107815&lon=25.032005&z=12&m=b&show=/743687/ru/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%9A%D1%83%D0%B9%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B0%D1%80%D0%B8 там 305 мм , вроде стволы с форта ино, есть ещё три как минимам батареи куда можно попасть , раз год туда пускают посетителей , ....правда учитываю нашу нынешнюю дружбу с западом скорее всего не пустят , пока все не рассосется
ralphmirebs
Aug. 29th, 2014 11:50 am (UTC)
думаю, что на обычных людей дружба с Западом никак не повлияет )
Без названия - samitay - Aug. 29th, 2014 12:05 pm (UTC) - Expand
( 38 комментария(ев) — Ответить )