?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Продолжаю разбирать свои летние похождения. Сегодня я отойду от привычной мне тематики заброшенных военных баз и расскажу как ездил на завод, некогда занимавшийся разработкой бактериологического оружия. Впрочем, об этом факте его биографии я выяснил уже после посещения. Дело в том, что, если верить Википедии, то часть биозаводов СССР, помимо своей гражданской продукции - вакцин для растений и животных, так же тайно занимались изучением и культивированием различных болезнетворных микроорганизмов. При этом используемое оборудование было универсальным и, при необходимости, могло быть использовано для массовой выработки опасных бактерий или вирусов для военных нужд.

В настоящее время территория завода разделена на несколько зон принадлежащих различным биофирмам, которые занимаются разработкой вакцин для птиц, свиней и копытных, но часть производства стоит заброшенным. Вот туда мы и отправились.





Корпус состоит из производственного цеха с биореакторами и лабораторно-административной пристройки. Лабораторная часть представлена целым этажом кабинетов, некогда полных химической посуды и приборов. Сегодня, увы, её осталось не так много.




















В здании есть окна и стены из стекло блоков, так красиво выглядящих в свете солнца или фонаря.












Пультовая управления производством встречает десятками кнопок, лампочек и индикаторов.
















Заглянем за изнанку стоек в зале управления! Там куча проводов, рабочее место и смешной шильдик.












В части лабораторий попадаются маленькие барокамеры. Но на самом деле это автоклавы.












Зал с рядом ванн и шкафом с защитной одеждой примыкает к залу барокамер. Возможно, тут мыли посуду или инструмент.






И вот, наконец, мы покидаем лаборатории и вступаем в цех основного производства. Цех занимает несколько этажей через которые вертикально проходят цилиндры биореакторов или иначе называемых ферментаторами. Кроме того на некоторых этажах установлены и одноэтажные пилотные биореакторы, которые больше лабораторных, но меньше промышленных.

Биореактор - это емкость, в которой создаются условия, обеспечивающие жизнедеятельность биологических объектов. Условия культивирования должны обеспечивать клетки необходимыми питательными веществами, необходимым газовым составом, стабильным значением кислотности среды, поддержанием осмотичности среды, однородностью состава среды, так как в процессе роста клеток образуются градиенты веществ и продукты жизнедеятельности. Так же должен быть постоянный контроль температуры, так как в процессе роста микроорганизмы выделяют 10-14 кДж теплоты на 1 кг сухой массы. В идеале, биореактор должен уметь удалять продукты жизнедеятельности клеток.

Биореактор состоит из цилиндра в верхней крышке которого установлен привод мешалки для перемешивания содержимого, а так же входы для электродов, вводы для титровальной и подкормочной среды, трубочки для взятия проб, разъемы для подключения конденсатора и фильтра исходящего воздуха. Кроме этого к биореактору подходят нагревательные элементы и клапан для изъятия содержимого.




























Кое-где реакторы демонтированы и пол зияет здоровыми круглыми дырами.










Административная часть корпуса представлена кабинетами руководителей, коридором ГО и актовым залом.


















Есть так же мастерская со станками.




Некоторые крупные планы - герметичные контейнеры для хранения биологических материалов, весы, Ленин и образцы готовой продукции.










На этом всё - пора на выход и, откровенно говоря, мы были рады уйти, так как со стороны соседних действующих корпусов ощутимо несло вонючим запахом то ли сжигаемых, то ли гниющих животных.



Метки:

Comments

( 33 комментария(ев) — Ответить )
ins0mnis
Sep. 21st, 2014 05:57 pm (UTC)
Крутой заводик) Только там явно автоклавы, а не барокамеры. Причём загрузка и выгрузка в разных комнатах для соблюдения чистоты.
ralphmirebs
Sep. 22nd, 2014 03:27 pm (UTC)
благодарю за уточнение
shockwave2048
Sep. 21st, 2014 06:01 pm (UTC)
Спасибо за экскурсию!
chucker_mpa
Sep. 21st, 2014 06:05 pm (UTC)
чорт, это офигенно. один из самых интересных объектов имхо, который Вами отснят. Хоть панорамы иди туда снимай и по ним интерьеры игры делай. просто красота.

а станок - один в один токарный по металлу, который у нас на труде был в школе)

сохран хорош, несмотря на. как жаль, что все же порушено. далеко от Мск?
ralphmirebs
Sep. 22nd, 2014 03:27 pm (UTC)
хм, ну... возможно )
рад, что завод понравился)
shlomo_shmul
Sep. 21st, 2014 07:36 pm (UTC)
Офигительнейше!
airview
Sep. 21st, 2014 07:49 pm (UTC)
Жуткое место...
lady_sumerki
Sep. 21st, 2014 09:17 pm (UTC)
крутое место. Никогда бы не подумала, что для подобной деятельности нужны такие объемы... мне все это как-то меньше представлялось
ralphmirebs
Sep. 22nd, 2014 03:24 pm (UTC)
различают лабораторные, пилотные и промышленные ферментаторы - объемы отличаются на порядок
Без названия - lady_sumerki - Sep. 22nd, 2014 06:32 pm (UTC) - Expand
bu33er
Sep. 21st, 2014 09:25 pm (UTC)
Аналоговые регулирующие приборы - забавная штука :)
ralphmirebs
Sep. 22nd, 2014 03:25 pm (UTC)
там поди рэлешки весело шевелятся? )
Без названия - bu33er - Sep. 22nd, 2014 07:46 pm (UTC) - Expand
sunsunsun
Sep. 22nd, 2014 08:22 am (UTC)
хорошее место.

только как-то боязно по таким местам перемещаться - всем известно, как у нас проходит "демонтаж" - одну пробирку не ту разбили и адъёс...
vzanuda
Sep. 22nd, 2014 03:00 pm (UTC)
А по подземным речкам безопаснее ходить? Или по другим "заброшенным" объектам ГО?
Без названия - ralphmirebs - Sep. 22nd, 2014 03:26 pm (UTC) - Expand
glagolas
Sep. 22nd, 2014 11:51 am (UTC)
Когда-то работал в Пущино (Серпуховской район). Город был создан как наукоград в 60-х для разработки биооружия. Там около 10 институтов РАН на 17 000 населения. Но вот таких заводов там не было - это где-то в другом совсем месте.
ralphmirebs
Sep. 22nd, 2014 03:28 pm (UTC)
да они много где
даже у нас под Новосибом есть большой биокомплекс со всякими опасными вирусами.
говорят, что некоторые есть только в 2х местах мира - у нас и в штатах
Без названия - ittsumi - Sep. 22nd, 2014 03:42 pm (UTC) - Expand
svolochus
Sep. 26th, 2014 09:47 pm (UTC)
Контейнеров надо было таки спасти - хорошие они, для дела полезные. Завернуть получше и утащить, где ни-ть в сторонке обжечь градусов на 250 и вуаля. Явная нержавейка, с уплотнениями.
За неспасенные вещи незачет!

Рядом с токарным станком (1К62) лист скорее всего фторопласта, видимо основной профиль использования станка - изготовление прокладок во всю эту аппаратуру. Должна быть прорва просечек рядом и прочий специфический инструмент.

Количество Лениных заставляет вспомнить песню у "Ноля" "Я живу на улице Ленина" :-)))
ralphmirebs
Oct. 2nd, 2014 01:42 pm (UTC)
А может я спас,да не сказал?)
Без названия - svolochus - Oct. 3rd, 2014 12:20 am (UTC) - Expand
pusto_laz
Oct. 3rd, 2014 08:45 pm (UTC)
Отличненько, спасибо! Приятно увидеть знакомые интерьеры, просто работаю ныне на котельной биофабрики))))та что в Орловской области. Ща в основном на сколько я понимаю, сибиркой занимаются, как и везде. Есть у нас и заброшенный корпус, частенько прогуливался там на смене))), но стрёмно как то, лишнего не подбирал(руками не трогал) и потом ботинки мыл, так на всякий пожарный. Животные на нашей фабрике имеются в числе 20ти голов полудохлых коняжек))) в былые советские времена говорят аж 600 голов было. Есть скотомогильник законсервированный, там раньше животных и прочий мусор складировали и хлоркой пересыпали, сейчас крематорий есть, скорей всего вы почувствовали именно запах от него.
Вот полюбопытствуйте, я немножечко фоток принёс из этой заброшки на территории:
http://vk.com/pustolaz?w=wall98627425_2734%2Fall

ralphmirebs
Oct. 4th, 2014 02:43 am (UTC)
Вижу, корпус на вашей фабрике совсем заброшенный. Никакого оборудования не сохранилось?
Без названия - pusto_laz - Oct. 4th, 2014 03:53 am (UTC) - Expand
phd_paul_lector
Dec. 5th, 2014 02:42 pm (UTC)
Вообще-то самоочевидно, что для того, чтобы изготовлять вакцины, в том числе против возможного бактериологического оружия потенциального противника, необходимо выращивать патогенные культуры, в том числе модифицированные как биологическое оружие.
ralphmirebs
Dec. 6th, 2014 05:04 am (UTC)
да, но весь вопрос в объемах)
fenidong
Jun. 7th, 2015 10:57 pm (UTC)
Класс!!!
sergius_gen
Jun. 8th, 2015 01:18 pm (UTC)
а этот заброщенный биозаводик где находится, если не секрет? Хотя б регион?
dimaga
Jun. 18th, 2015 10:28 am (UTC)
присодиняюсь к вопросу! это, случаем, не химзавод в Бердске? у нас там производство в одном из корпусов располагалось - интерьеры очень похожи!
Без названия - ralphmirebs - Jun. 18th, 2015 10:46 am (UTC) - Expand
valkot
Jul. 13th, 2015 10:48 am (UTC)
Так вот о чем в свое время писал Кен (Канаджан) Алибеков в книге "Осторожно! Биологическое оружие!".
"Впервые публикуемая на русском языке книга Канатжана Алибекова рассказывает о том, как разрабатывалось наступательное биологическое оружие в бывшем СССР, о различных болезнетворных бактериях, загадочной эпидемии сибирской язвы в Свердловске, о засекреченых лабораториях, создающих яды для совершения политических убийств, о применении биологического оружия во время Второй мировой войны и войны в Афганистане. Пугающая, но истинная история крупнейшей в мире программы по разработке и производству биологического оружия, рассказанная очевидцем — тем самым человеком, который ее создал."
Книга очень понравилась, рекомендую всем, кто интересуется историей.
ralphmirebs
Jul. 13th, 2015 11:14 am (UTC)
да, вот недавно её вспоминали
почитайте отчёт коллеги http://aja-scavesova.livejournal.com/54092.html
( 33 комментария(ев) — Ответить )