Ralph Mirebs (ralphmirebs) wrote,
Ralph Mirebs
ralphmirebs

Россия: Тоннели да рельсы

К этому месту, мы шли несколько долгих лет. Идея посетить Гудымский атомный арсенал впервые пришла ко мне ещё во времена жизни в Японии. Благо, там совсем не далеко. Однако, по финансовым причинам, ей не суждено было состояться. После этого, мысль о поездке посещала меня и коллег ежегодно. В 2014 году мы с даже подали на пропуска в пограничную зону Чукотки. И если бы ФСБ сделало их вовремя, то этот отчёт вы бы прочли ещё прошлой осенью. Памятуя оплошность, подготовка к поездке 2015 года началась еще ранней весной, но, даже имея на руках пропуск, я до последнего сомневался в возможности поездки. Но все проблемы решились, и в августе по пути из Токио в Новосибирск я улетел на Чукотку. У меня было лишь двое суток, но этого времени хватило чтобы осмотреть атомный арсенал, тропосферную станцию, погулять в Анадыре и искупаться в Беринговом море.




Чукотка встретила меня дождем. По крайней мере, садились мы в дождь, но когда я вышел из здания аэропорта, выглянуло солнышко. Деньги нужно было экономить, и я отправился в Гудым пешком, вдоль трассы с привалами на фотографирование. Через сорок минут пешего хода меня нагнал белый Лексус и сидевшая за рулем женщина вызвалась меня подвести. Узнав, что мне не в Анадырь, а в Гудым, она слегка удивилась и сказала, что до поселка меня не повезет из-за плохой дороги. Меня довезли лишь до поворота к посёлку, но экономия на несколько километров оказалась полезной.
Оставшийся путь я преодолел пешком и достиг посёлка уже затемно. Расположившись в заброшенном доме в относительно не продуваемой комнате, я собрал фотопринадлежности и направился к ближайшему входному порталу.

Всего входов в сооружение два, но нумеруются они номерами 14 и 15 для запутывания врагов. Перед каждым из порталов построено здание, в котором производилась перегрузка хранимых вооружений с автомобилей, на железнодорожные тележки (и обратно). После чего тележки укатывались по рельсам, исчезая в недрах горы.








Центральная штольня изгибается подковой и пронизывает гору. Её длина около одного километра. По разные стороны от неё отходят вспомогательные блоки и залы хранения. Туннели достаточно большие по высоте, под потолком тянутся трубы различного предназначения. У порталов они покрыты ржавчиной, в глубине выглядят как новые.












Сооружение строилось в середине 50х годов, для обеспечения атомными боеприпасами советских стратегических бомбардировщиков на кратчайшем пути в США, через Берингов пролив. Затем, к авиации добавились ракетчики. Хранилище функционировало до 1986 года, после которого было закрыто по договорам о разоружении. Военную часть отдали танкистам, а окончательно городок опустел в 2002 году.












В сооружении хранили ядерные боеприпасы различного назначения, как для ракет разного типа, так и для бомб. Благо, потребителей рядом было достаточно – аэродром стратегической авиации и наземные стартовые столы ракет Р-12. Из-за такого многообразия залов для хранения достаточно много – пять.










Входы в каждый из них, как и центральная штольня, преграждались массивными воротами для защиты от ударной волны. Такие ворота представляют собой массивный бетонный блок, обшитый металлом и установленный на железнодорожные катки.














Ворота приводились в движение, как электромотором, так и ручной лебедкой, но всё равно оставались щели и затвор не обеспечивал герметичности. Поэтому, на хранилищах более поздней постройки, устанавливали ворота иного типа – двустворчатые, дугообразные.
















Сами залы представляют собой пройденные в скале блоки различных размеров. Всего их пять (не считая зала сборки) и во всех из них под потолком двигалась кран-балка для перемещения тяжелых грузов. Конечно, ныне все залы стоят пустыми.








Коллега считает, что в самом первом зале (самое ближайший к порталу и аэродрому) хранились уже собранные боеприпасы, готовые в кратчайшие сроки к выгрузке и доставке к самолетам. Внутри проложено две линии узколейки, а перед входом разворотный треугольник.








Самый большой зал предназначен для сборки и проверки изделий. Его торец украшает картина с флагами родов войск, а плитка на полу пронумерована на квадраты. В этом зале проверяли электрические цепи и батареи на боевых частях, подтверждали работоспособность блоков тестовыми сигналами, устанавливали и подключали пиропатроны, пристыковывали боевые части к носителям, заправляли носители газами и жидкостями.












Поперечная стена отделяет небольшой участок, в центре которого возведена конструкция для фиксирования изделий. В неё заходят рельсы, проходя насквозь, а в полу есть яма для доступа к изделиям снизу.






В этот момент, я услышал громкий нарастающий звук, сильно напоминающий гул реактивного истребителя. Но звук никак не мог донестись снаружи, ведь я нахожусь под землёй! Я выглянул в центральную штольню и вдруг в меня ударил луч яркого желтого света! Рефлекторно кинувшись назад и спрятавшись, я наблюдал, как мимо меня по штольне промчались две машины, разгоняя темноту сначала желтым, а затем красным светом фар. Звук рева двигателей, многократно усиленный эхом поистине впечатлял, и я не мог сообразить, что это за автомобили. Решив, что приехали черметчики я аккуратно высунулся с другой стороны зала хранения и начал наблюдать. Машины проехали насквозь через всё сооружение и остановились где-то у портала номер 14. Послышались голоса, замелькали отблески фонарей. Совершенно не желая встречаться с незнакомцами, было принято решение тихо уйти спать и вернуться утром.

Небольшая пробежка до портала в постоянном ожидании лучей света в спину, затем по единственной дороге и вот я в поселке. Найдя свой дом и комнату я начал готовиться ко сну, но, однако успел заметить, как две легковые машины выехали из портала номер 15 и укатили прочь. Утром я не обнаружил внутри хранилища ничего, что бы свидетельствовало о недавнем приезде черметчиков. Я склонен полагать, что это просто веселилась молодежь, гоняя ночью по туннелю. Мои гипотезу потвердили и местные жители, с которыми я общался уже потом.

Продолжив осмотр сооружения, я набрёл на интересное ответвление. Коридоры здесь изгибались ровно на 90 градусов, встречались массивные гермодвери, но внутри царила пустота. Здесь хранили разнообразные элементы содержащие в себе взрывчатые вещества - запалы, пиропатроны разделения ступеней, блоки самоуничтожения...
















Вообще, все «жилые» блоки хранилища стояли пустыми, за исключением АТС и метрологического отдела. Внутри нет ни стоек с аппаратурой, почти нет мебели, нет плакатов. Хотя на старых фотографиях конца 2000х годов, в комнатах наличествует обстановка.




















Иную картину демонстрируют блоки с холодильными машинами. Блоков много – по одному на каждый зал и в них оборудование ещё не знакомо не только с автогеном, но и любителями меди. Интересно то, что климатическое оборудование не советское, а немецкое.














Поскольку, ныне въехать на автомобиле черметчикам возможно лишь через портал 15, то чем дальше от него по туннелю – тем целее обстановка. Вблизи портала 14 была обнаружена целая измерительная аппаратура.












Два блока вентиляционных установок по одному у каждого из порталов. По сводами натянута водозащитная ткань. Поскольку затворы не обеспечивают герметичность, то ФВУ в венткамерах отсутствуют.








Аккумуляторная, которая своим запахом напугала блогеров в июне 2014 года. Да, в ней до сих пор чувствуется кислотный аромат.








В целом, хранилище оставляет за собой приятное впечатление. Да, здесь нет залов полных остатков аппаратуры, но достаточно просторных туннелей со множеством развилок, полно впечатляющих дверей и просторных залов. Учитывая, что военные ушли отсюда более двадцати лет назад, сохранилось оно весьма хорошо. Жаль, что из-за отремонированой дороги, резко увеличился поток черметчиков и через год-другой там все выпилят. Успевайте!



Tags: Военное, Подземное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →