Ralph Mirebs (ralphmirebs) wrote,
Ralph Mirebs
ralphmirebs

Япония: О некоторых сторонах жизни японцев (20 из 24) - Японцы и похороны

В поездах и на улице иногда можно увидеть мужчин в чёрном парадном костюме и белом или чёрном галстуке. Мужчины в чёрном костюме и белом галстуке - участники свадебной церемонии. Мужчины в чёрном костюме и чёрном галстуке идут на похороны или "цуя" - богослужение накануне похорон. Раньше в Токио обычно только родственники и члены семьи умершего надевали чёрный костюм и чёрный галстук, другие же участники траурных церемоний приходили в костюмах неяркого цвета и чёрном галстуке, поэтому они были не так заметны в топле. Но сейчас многие участники таких церемоний тоже надевают чёрный парадный костюм. Когда я вижу мужчин в этих костюмах, я всегда невольно смотрю какого цвета у них галстук. Вероятно, это удобно, что в одном и том же костюме можно поприсутствовать на свадьбе, и на похоронах.


К сожалению, образ жизни японцев становится всё более стереотипным, особенно этим отличаются похороны. Порядок похорон одинаков и различается лишь в деталях, что зависит от верописповедания умершего. Раньше о похоронах заботились родственники или соседи умершего, но сейчас в Токио обычно почти всё делают сотрудники похоронного бюро. Когда в семье кто-нибуль умирает, члены его семьи предве всео звонят в одно из похоронных бюро. Его сотрудники сразу же приезжают в дом умершего, чтобы обсудить, по какому вероисповеданию сделать похороны, где и когда будут "цуя" - богослужение накануне похорон - и прощание с усопшим, какой алтарь - роскошный, обыконовенный или дешёвый - приготовить, что подарить в знак благодарности участникам похорон и пр. В этом случае самое важное - выяснить время проведения обряда, удобное для священника или крематория время проведения обряда. Часто бывают случаи, когда похороны задерживают на один иди два дня, потому что в крематории очередь.

"Цуя" означает, в буквальном смысле слова, бодрствование всю ночь у гроба покойного, но сейчас это означает обряд, проводимый накануне похорон, примерно с 5 или 6 часов до 7 или 8 вечера. Около входа в место собрания пришедшие расписываются в тетради для участников "цуя" и обычно дают "кодэн" - деньги в специальном конверте за фимиам у алатря (по христианскому обычаю за цветы у алатря). Обычно на "цуя" сначала молится буддийский священник. Во время молитвы члены семьи умершего и ближайшие родственники подходят к алтарю и жгут фимиам (если же похороны проходят по христианскому обычаю, на "цуя" и на похоронах участники церемонии обычно кладут у гроба по белой хризантеме). А потом то же самое делают другие участники "цуя". После этого обряда, как правило, бывает угощение: сакэ, пиво и закуски. Когда участники церемонии уходят, им дарят что-нибудь: сакэ, или зелёный чай, или носовой платок, иди другое, а также дают письмо с благодарностью за участие в похоронах и маленький пакетик соли для изгнания духов умерших.

На следующий день устраивают прощание с усопшим. Время обряда назначает крематорий. Прощаться приходят не только родные и близкие, но и знакомые, сослуживцы, соседи. Участники этой церемонии также расписываются в специальной тетради. То, кто не был накануне, тоже дают "кодэн". Обычно знакомые, соседи и сослуживцы приходят один раз: иди на "цуя", или на прощальную церемонию в крематорий. Участникам прощания с успошим тоже дарят что-нибудь в знак благодарности за присутствие, вручают письмо и пакетик с солью.

Во время этого обряда по буддийскому обычаю также сначала молится священник, а потом кто-нибудь из пришедших выражает соболезнование, и распорядитель похорон читает телеграммы с соболезнованиями. Затем буддийский священник ещё раз молится. Во время молитвы члены семьи успошего и ближайшие родственники подходят к алтарю и жгут фимиам. После этого другие участники жгут фимиам и прощаются с усопшим. В конце обряда похорон главный распорядитель благодарит всех, кто пришёл проститься с умершим. После прощания с успошим гроб ставят в автомашину-катафалк. В первую чёрную машину садится главный распорядитель похорон с деревянной табличкой, на которой написано посмертное имя покойного, в другую чёрную машину - кто-нибудь с его фотографией. Остальные члены семьи и ближайшие родственники садятся в маленький автобус. Все они едут в крематорий. Впереди машина с главным распорядителем, потом машина с фотографией умершего, за ними катафалк и в конце маленький автобус. Другие участники провожают их.

В крематории члены семьи и ближайшие родственники умершего прежде всего идут в специальную комнату, где в ожидании праха немного выпивают и закусывают. Когда прах будет готов, члены семьи и ближайшие родственники собирают его палочками и кладут в приготовленную урну. Затем похоронная процессия возвращается домой. Первой едет машина с распорядителем, держащим урну с прахом и кем-нибудь, держащим деревянную табличку с посмертным именем, следом машина с фотографией умершего, за ними маленький автобус с членами семьи и родственниками. Около входа в дом на плечи людей, вернувшихся из крематория, сыплют соль для изгнания духов умерших.

На седьмой день со дня смерти семья умершего приглашает домой буддийского священника и ближайших родственников для свершения заупокойной службы. Но сорок девятый день в буддийском храме или дома ещё раз совершают заупокойную службу. В тот же день или на другой день бывает обряд помещения урны с прахом в могилу. По буддийским верованиям сорок девятый день со дня смерти считают окончанием траура. После этого главный распорядитель похорон от имени семьи покойного посылает участника траурных церемоний, принёсшим "кодэн", "кодэнгаэси" (ответный подарок) и письмо с благодарностью за "кодэн".

Примечания
1. Будда умер, лёжа головой на север. Поэтому буддисты обычно кладут покойника головой на север. Спать же головой на север считается дурным знаком.

2. В буквальном смысле "кодэн" означает деньги за фимиам у алтаря. Но сейчас японцы обычно дают "кодэн", чтобы помочь членам семьи успошего, так как им надо истратить черезвычайно много денег на похороны (до нескольких миллионов йен). Если умирает глава семьи, члегам его семьи очень трудно жить. Обычно считается, что за "кодэн" надо отослать ответный подарок на половину суммы "кодэн" и называют это "хангаэси". Например, если чей-то "кодэн" составляет 10000 йен, ему пошлют ответный подарок на менее чем за 5000 йен.

3. Раньше главный распорядитель похорон писал всем письма с благодарностью за участие в похоронах после заупокойной службы, проходившей на сорок девятый день со дня смерти. Но сейчас обычно на "цуя" или на прощании с успошим сразу вручают такие письма, чтобы членам семьи умершего не надо было бы потом беспокоиться об этом.

4. Распорядителем похорон обычно бывает кто-нибудь из близких родственников, друзей или сослуживцев.

5. Главным распорядителем похорон обычно бывает кто-нибудь из членов семьи. Например, если умирает муж, главным распорядителем становится его жена. Если же она умерла раньше своего супруга, распорядителем становится старший сын или старшая дочь.

6. Траур продолжается год. Это проявлятся лишь в том, что семья не отмечает Новый год, т.е. не ставит приздничный стол и не ходит ни к кому в гости. Они также не посылают никому новогодние открытки, но в начале декабря пишут знакомым специальные открытки, где сообщают, что не смогут поздравить их с Новым годом в связи с трауром с семье.
Tags: Бытовые мелочи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments